Фотография девять на двенадцать

Рецензия 03.03.2016, 15:50 | Текст: Алексей Литовченко

Один ученый на пенсии соорудил громадный полароид, который фотографирует будущее, и зачем-то с его помощью стал следить за соседями - влюбленной парой и их общим другом. Вскоре старый извращенец загадочным образом обуглился в бронированной кладовке, а его изобретение попало в руки тех самых ребят из дома напротив.

В любом произведении, так или иначе эксплуатирующем тему путешествий во времени, рано или поздно возникает временной парадокс. Именно поэтому Дэн Хармон и Джастин Ройланд сознательно отказываются от такой эксплуатации в эпизодах "Рика и Морти". Один из возможных парадоксов формулируется примерно так: если допустить, что машина времени может существовать, то для ее создания на самом деле не обязательно ничего создавать. Достаточно просто вознамериться начать конструировать, а потом уже из будущего, где она готова, пригнать обратно в прошлое.

Здесь мы имеем дело с частным случаем данного парадокса. Во времени перемещаются не материальные объекты, а информация о будущем, при этом будущее якобы нельзя менять ни в коем случае. В итоге получается искаженный эффект так называемого самоисполняющегося пророчества - как если бы Эдип повел себя в точности согласно предсказанию, но добровольно. Герои становятся рабами машины-оракула, как следствие, грохоча, выпадают скелеты из шкафов, количество трупов растет, а развязка не сулит ничего позитивного.

Нельзя сказать, что у дебютанта Брэдли Кинга вышло что-то новое и сильно интересное - в малобюджетной темпоральной фантастике случались вещи и посильнее. Все повествование сводится к копошению малосимпатичных и не блещущих умом персонажей. Троица, найдя фотокамеру и тело, после недолгого размышления решает о происшествии ничего никому не говорить, а своеобразную машину времени использовать в корыстных целях. Однако их фантазия настолько ограничена, что они не могут придумать ничего лучше, кроме как делать ставки на собачьи бега у подпольного букмекера по имени Иван. А Иван, хоть и выглядит, как бородатая пародия на Тони Монтану, быстро догадывается, что его клиент вовсе не от простого везения вдруг стал ежедневно выигрывать большие суммы.

О каких-то визуальных изысках речи тоже не идет, потому что показывать, в общем-то, и нечего: все происходит буквально в двух локациях. Камера статична, картинка выдержана в спокойных тонах. Дополнительно нагнетать атмосферу пытается минималистичный саундтрек, состоящий преимущественно из зацикленных звуков виолончели.

Как инди-фантастика "Ошибка времени" вполне себе имеет право на существование. Она в меру оригинальная и, несмотря на некоторые недостатки, изобретательная, благодаря чему собрала вагон и малую тележку наград на разных фестивалях, не очень, впрочем, значительных. Другое дело - непонятно, почему ее вдруг решили показать в России спустя два года после премьеры. Не иначе как кто-то из будущего подсказал.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram telegram.me/cinemacracy

3

Читайте также