Петербургский стрит-арт оказался под угрозой

Дом Трофимова, находящийся в самом сердце Петербурга, на улице Маяковского, оказался в центре скандала. На брандмауэре здания появился портрет Даниила Хармса. Работа понравилась петербуржцам, оценили ее даже чиновники. Одна беда: выяснилось, что портрет не до конца согласован. В итоге администрация требует закрасить стрит-арт, горожане пишут письма властям с просьбой сохранить работу, а художник недоумевает: он ведь хотел сделать подарок петербуржцам, а оказался в ситуации крайним.

Паша Кас - известный мастер стрит-арта. Парень родом из Алма-Аты, в Петербурге бывает часто. Именно он нарисовал Джоконду в образе дворника, воссоздал портрет Пушкина в стиле Уорхола. Портрет Хармса художник и его товарищи решили сделать к 74-летней годовщине со дня смерти писателя. Адрес выбрали не случайно: в доме по улице Маяковского, 11 Даниил Хармс прожил 15 лет. На здании в 2005 году появилась памятная доска.

Художник утверждает: задолго до появления на брандмауэре портрета граффитисты начали обивать пороги чиновников. Обращались в администрацию Центрального района, их перенаправили в ТСЖ. Претензий у товарищества не возникло. Решив, что на этом бюрократические нюансы улажены, художники взялись за работу. Каково же было их удивление, когда 19 февраля в ТСЖ из администрации Центрального района поступило требование "привести фасад в нормативное состояние". Чиновники утверждают: за граффити они взялись не просто так - в администрацию поступило обращение с просьбой разъяснить, имеется ли разрешение на портрет. Так как документов в ТСЖ не представили, был сделан вывод, что работа не согласована, а значит, ее нужно убрать.

В принципе, чиновники оставили художникам путь к отступлению: портрет может быть легализован, если авторы закрасят его, получат письменные разрешения во всех инстанциях и вновь создадут на этом же фасаде эту же самую работу.

Алгоритм оказался настолько абсурдным, что художники написали петицию к властям города с просьбой сохранить портрет безо всякой дополнительной бюрократии. Уже сейчас свои подписи под обращением поставили свыше 1,3 тысячи человек.

Баталии вокруг хорошего стрит-арта в Петербурге возникали и раньше. Три года назад противостояние горожан и чиновников КГА развернулось вокруг дворика на улице Итальянской. На стенах двора-колодца художники изобразили Колизей и еще несколько зданий, характерных для античной архитектуры. Работа всем понравилась, более того, художники ее и создавали по просьбе жильцов и коммунальщиков, которые решили представить стрит-арт на конкурсе самых красивых дворов. О том, что проект нужно согласовывать в КГА, никто даже тогда и не думал. Гром грянул, когда по указанию ведомства роспись стали закрашивать. Дворик отстояли чудом.

Затем скандал разразился вокруг трансформаторных будок, которые уж точно никакой архитектурной ценности не представляют. Художники из группы HoodGraff нарисовали на стенах портреты Виктора Цоя, Сергея Бодрова, Альберта Эйнштейна. Причем художники тоже действовали не абы как, они реагировали на просьбы горожан, которые хотели, чтобы подстанции выглядели интересно. Администрация Центрального района порыв не оценила и взялась закрасить граффити с Цоем. Горожане встали горой на защиту не только лидера "Кино", но и всей серии рисунков. Дело дошло до руководства Петербурга, и художникам разрешили оставить работы. В январе этого года граффити испортили вандалы. После многочисленных просьб художники привели портреты в порядок. Правда, как признался "РГ" один из участников группы HoodGraff, за картины радели жильцы окрестных домов, градозащитники и туристы, ни одного звонка от чиновников или работников коммунальных служб авторам так и не поступило.

Работы уличных художников закрашивают в Лондоне, Мельбурне, Нью-Йорке. Однозначного ответа на вопрос, вандализм это или искусство, не нашли нигде в мире. Чаще всего чиновники разбирают каждый случай отдельно: если работа нравится собственникам здания, то ее оставляют. Право на жизнь получают и рисунки, на которые художник заранее оформляет разрешение. Но они никак не охраняются, поэтому периодически их все равно закрашивают во время ремонта или после актов вандализма.

Что делать с хорошими работами стрит-арта в Петербурге? Практика показывает, что если горожане продолжат просить сохранить портрет Хармса, то для него могут сделать исключение. Очередное. Есть другой вариант - создать хотя бы базовые правила для размещения стрит-арта. Такой закон сейчас разрабатывается в недрах Заксобрания Петербурга. Предполагается, что он сможет внести ясность в основные моменты, касающиеся росписей на стенах, и уличные художники перестанут считаться вандалами по умолчанию.

Комментарий

Александр Кобринский, депутат Законодательного собрания Петербурга:

- Случай с портретом Хармса показателен. Нынешняя система получения разрешений очень сложная и во многом зависит от субъективного мнения конкретных чиновников. В новых правилах предлагаю разграничить роли участников процесса. Главное слово должно оставаться за жильцами: если они против рисунка на фасаде, то их мнение должно быть учтено. Когда жильцы согласны, вступает администрация, но чиновники смогут следить лишь за тем, чтобы стрит-арт не нарушал общепринятые правила этики, например, чтобы там не было нецензурных слов или оскорбительных изображений. Третья инстанция - это профессиональное сообщество. В Петербурге действует градостроительный совет, который обсуждает вопросы архитектуры. Полагаю, что нужно создать похожую структуру из художников. Специалисты могли бы оценивать эскиз с точки зрения художественной ценности, отличать плохой проект от хорошего. Сам процесс согласования должен быть простым: если всех все устраивает, то ставится подпись, художник приступает к оформлению фасада. Также в проекте правил планируется прописать судьбу настенных росписей. Стрит-арт недолговечен, работы портят вандалы, открыт вопрос: что будет с изображением при ремонте фасада? Если художники не согласны с тем, что их произведение закрасят во время капремонта дома, то они должны взять на себя обязательство обновлять свое произведение. Полагаю, что если такие правила примут, то ситуация со стрит-артом в городе перестанет походить на театр абсурда.