13.03.2016 01:33
    Поделиться

    Прощеное воскресенье завершило масленичную неделю

    В этом году на 13 марта выпадает один из самых важных для каждого из нас  день - Прощеное воскресенье. И церковь неслучайно посвящает отдельный день тому, чтобы каждый мог попросить прощенье и простить - слишком многое и в нашей личной жизни, и для общества в целом, зависит от того, научились ли мы прощать.

    У Марины Цветаевой есть поразительная по своей точности строчка: "… за то, что мне прямая неизбежность прощение обид…", помните, в стихотворении, которое оканчивается словами:

    "За быстроту стремительных событий,

    За правду, за игру…

    - Послушайте! - Еще меня любите

    За то, что я умру".

    Строчка "… за то, что мне прямая неизбежность прощение обид" намертво врезается в память, и не только потому, что это горячий, прорывающийся к нам через десятилетия, стих гения, но и потому, что гений здесь, походя, сформулировала важнейшие духовные законы. Давайте остановимся на этом, чтобы понять, почему так важен для каждого из нас лично праздник Прощеного воскресенья.

    Простить обиду - это некий, часто серьезный, душевный труд. Тут у каждого из нас есть свой опыт: когда ты молод, и уж тем более влюблен, и особенно если счастлив, простить не трудно. Наивность, как писал Стендаль, так вообще может долго не замечать обид - в силу чистоты, собственной незлобивости: нет в человеке злобы, не знакома она его душе, вот он и не видит ее в другом, вот и не понимает, что завистливый или злонравный может унижать нарочно. Подобное игнорирование обид - чудесное свойство целостной, еще непорочной, то есть целомудренной души, думаю, это состояние многим знакомо, а само такое качество человека называется "кротостью" и ценится очень высоко - как раз потому, что является признаком неиспорченности. Поэтому в молодости прощать легко.

    Но как только жизнь начинает поворачиваться к тебе не только своей солнечной стороной, и к тому же ты вдруг узнаешь, что и на самом Солнце есть пятна, прощать обиды становится труднее. Подсознательно человек понимает, что простить надо, что погружать себя в темень, где все твои мысли и чувства крутятся только вокруг нанесенного оскорбления не очень правильно. Душа еще ощущает, что обиженность - это плохо и находит выход. Выход может быть и таким - забыть обиду и обидчика со словами: "Да пошли они все…", но это будет всего лишь вытеснение произошедшего в дальние углы памяти. Повторится ситуация, и обида вырвется из тайников подсознания, став сильнее: "Опять они за свое! Нет, их точно надо проучить! Нельзя им было все прощать!" Но суть в том, что еще никто и не прощал: забыть обиду, затолкать ее подальше, переключиться  с чувства обиженности на что-нибудь повеселее - это еще не простить. Душа, не омывшая себя любовью - любовью к обидчику - будет и болеть, и чахнуть. Нет, нет, Вы не ошиблись, здесь, я, действительно, написала фразу: "Душа, не омывшая себя любовью к обидчику…", но про нее позже, а пока, давайте, зафиксируем внимание на том, что, не простив, человек остается больным, уязвленным обидой, в нем будет по-прежнему жить язва оскорбленности. Придет час, и выяснится, что бациллы обиженности поразили всю душу, что сладостно душе перебирать былые огорчения, растравливать старые раны, и даже выбрасывать гной злобы во вне - а что, оправдание готово: меня самого не раз оскорбляли и унижали, теперь поквитаюсь!

    Нет ничего хорошего, и когда ответ оскорбленного не заставляет себя ждать. Дело даже не в том, что выяснение отношений по горячим следам ничего кроме локальной войнушки не несет. Агрессивность - та же болезнь души, она ничем не лучше хронической обиженности, это и доказывать-то особо не надо. Достаточно вспомнить, что люди избегают, сторонятся, как обидчивых, так и агрессивных.

    Выходит, Цветаева прозрела нечто крайне важное, и нам всем "прямая неизбежность прощение обид". Конечно, ведь это вопрос духовного, душевного здоровья. Ведь только прощение, как акт любви, способно  уничтожить зло. А опыт прощения приближает нас к Богу. Но как научиться прощать?

    Итак, тебя обидели. Естественно незаслуженно, понятно, что нанесенная обида требует ответного действия. Правильно, а ты и действуй: задуши в себе выплеск гнева. "Свернул голову бесу гневливости" (формулировка Святых отцов), следуй дальше. Не дай обиде укорениться, прописаться в твоем сердце на длительный срок. Не лелей ее. Не давай ей терзать себя мыслью о том, как с тобой несправедливы.

    Вспомни, советуют Святые отцы, как часто ты сам обижал. Как часто ты сам был немилосерден, жесток, или просто невнимателен, занятым своими проблемами, эгоистично холоден к чужой боли. Вспомнив, подумай: "Прости меня, Господи! Я ведь и сам ничем не лучше обидчика!" Но что делать, если ты все-таки понимаешь, что обидчик объективно творит зло? Пожалей его - потому  как "нет ничего опасней, чем  оказаться на стороне сил зла", пожалей, а не вставай с ним в одну плоскость, действуя его же методами. Помолись за несчастного, вспомни Христово: "Господи, прости им! Ибо не ведают, что творят!" Старайся впредь не возвращаться мыслью к причиненному тебе злу. Найди что-то хорошее в обидевшем тебя. Постоянно держи это в голове. Попробуй восстановить разрушенные добрые отношения. Искреннее, проникнутое любовью, смирение со стороны оскорбленного не раз усмиряло самых лютых оскорбителей. Ничего не получается? Уйди, уклонись от зла и сотвори благо. По отношению к обидчику никакое благо невозможно? Хорошо, сотвори благо по отношению к тому, кто его ждет. Вспомни, что в молитве "Отче наш" мы сами просим Господа: "и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим".

    Традиции просить прощенье, вступая в Великий пост, уже не одно столетье. Она появилась в те времена, когда монахи, удалявшиеся на время долгих дней поста в пустыню, не зная, доживут ли они до дня Пасхи, вернуться ли в монастырь к празднику Воскресения Христова, прощались друг с другом. Прощались, говоря: "Прости меня Бога ради!", а в ответ слышали: "Бог простит, и я прощаю!"

    Поделиться