"Джейн берет ружье": мелодрама о тяжкой доле женщины на Диком Западе

Тяжела долюшка жены ковбойской. Отправится муженек в город по делам - а вернется уже подстреленный, да еще и целую банду головорезов за собой притащит. Делать нечего, придется бывшего жениха на помощь звать. А тому-то тоже непросто: ушел на войну, вернулся - суженой и след простыл. Бродил по всей земле американской, искал, а когда нашел, та уже с ребеночком от другого. Но любовь такая штука - придется помогать.

Женский вестерн - зверь редчайший, даже навскидку аналогов и не припомнишь. "Джейн берет ружье", вроде как, основан на "Ханни Колдер" 1971 года. Но то - лихое сексплуатационное кино про месть с невесть как туда затесавшимся великим Кристофером Ли. А тут слезливая мелодрама. Немудрено, что сценарий "Джейн" добирался до экранов аж с 2011 года. За это время первоначально назначенная на пост режиссера Линн Рэмси разругалась с продюсерами, а перед этим Майкл Фассбендер разругался с Линн Рэмси, и в итоге фильм доверили снимать Гэвину О'Коннору, любителю эмоциональных, но чисто мужских историй. Актерский состав тасовали раз десять, остановившись на ансамбле из приквельной трилогии "Звездных войн". В общем, история создания картины гораздо интереснее, чем сама картина, и это было бы смешно, если бы не было так грустно.

Если убрать колорит Дикого Запада, короткие перестрелки и редкую, но меткую демонстрацию насилия, от "Джейн" останется плаксивая вампука о том, как он любит ее, а она любит другого, но его тоже любит, но он козел, к тому же имеет наглость полагать, что не козел, а она сама виновата. Вся эта тягомотина подается через долгие взаимные исповеди со всхлипываниями и многочисленные светло-печальные флэшбэки. С чем-то удобоваримым - то есть непосредственно с вестерном - перипетии любовного треугольника связывает злодейский персонаж Юэна МакГрегора. Он в определенные моменты является героям и направляет их в нужный для дальнейшего продвижения сюжета путь, и его, наверное, можно было бы рассматривать не только как функцию-костыль, но как какой-нибудь дьяволический символ, будь его побольше. Это еще тем более печально, что роль МакГрегору досталась самая симпатичная, пусть и антагонистичная.

И дело не только в обаянии и природном магнетизме, а, скорее, в куцости образов протагонистов. Билл Хэммонд (Ноа Эммерих) всю дорогу лежит и кряхтит, Дэн Фрост страдает и ревет, а Натали Портман изображает Джейн изящной фифой, которую нормальный фермер и на пушечный выстрел бы к хозяйству не подпустил. Также не совсем понятно, почему Джейн хоть и берет ружье, убивать предпочитает все же из "кольтов". Но это уже придирки.

Интересно вот еще что. Как бы старательно "Джейн с ружьем" ни строила из себя феминистский киноманифест про "сильную независимую" женщину в мире грубых мужчин, получается у нее, если вдуматься, не ахти. Та же вышеназванная Ханни Колдер, при всей своей сексплуатационности, после определенного твиста оставалась один на один с андрогенным злом и вполне успешно с ним расправлялась, после чего удалялась в закат. Брайан Даффилд, сотворивший Джейн, в симметричной ситуации не рискует лишать свою героиню мужской поддержки, тем самым отметая самую возможность самостоятельного выживания женщины и оставляя в ее распоряжение одну-единственную силу - силу сексуальной манипуляции. И в данном случае неважно, прав он или нет. Важен сам пародокс: в фильме про сильную и независимую женщину нет никакой сильной и независимой женщины, а есть хорошие мужики и плохие мужики. И разница между ними только в том, что у одних призвание - обижать беззащитных дам, а у других - этих дам защищать.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram telegram.me/cinemacracy

2.0