Как снимали фильм "Война и мир"
В 1966 году в кинотеатре "Россия" состоялась историческая премьера. На экраны вышла первая часть одной из самых известных советских картин - экранизация романа Льва Толстого "Война и мир" Сергея Бондарчука. Фильм "Андрей Болконский" стал лидером проката: в 1966 году его посмотрели 58 миллионов зрителей. В 1969 году картина получила "Оскара".
"Война и мир" Бондарчука состоит из четырех отдельных фильмов-частей: "Андрей Болконский", "Наташа Ростова", "1812 год" и "Пьер Безухов". Мы собрали интересные факты о создании одного из самых известных советских фильмов.
Подготовка
"Войну и мир" решили экранизировать по нескольким причинам. Во-первых, приближалась громкая дата - 150-летие Бородинской битвы. А во-вторых, успешная экранизация романа Толстого в постановке Кинга Видора (где роль Наташи Ростовой сыграла Одри Хепберн, Пьера Безухова - Генри Фонда, а Андрея Болконского - Мел Феррер), заставила советских кинематографистов задуматься о том, чтобы создать свой кинохит. Предыдущий отечественный фильм "Война и мир" вышел в 1915 году.
Претендентами на режиссерское кресло были Иван Пырьев, снявший любимые зрителями комедии "Свинарка и пастух", "Трактористы", "Кубанские казаки" и менее известный Сергей Бондарчук, который получил признание благодаря его пронзительному фильму 1959 года "Судьба человека". Пырьев в "схватке" проиграл. Рассказывают, что именитый режиссер, отличавшийся крутым нравом, все же добавил "ложку дегтя" в успех Бондарчука: добился, чтобы авторы фильма получили меньшие, чем предполагалось, гонорары, так как четырехсерийный фильм считался единым. Это привело к тому, что режиссеры больше никогда не здоровались друг с другом.
Сценарий к фильму писали около года - с 1961 по конец февраля 1962 года. Еще месяц его обсуждали, а после приняли в министерстве культуры. Пробы начались весной 1962 года, а съемки - спустя полгода. Самая первая сцена, с которой началось создание саги - расстрел французами поджигателей у Новодевичьего монастыря, для четвертой по счету серии. Сделано это было потому что съемочная группа решила захватить живописную осень.
Кастинг
На роль Андрея Болконского пробовались лучшие актеры того времени - Олег Стриженов, Кирилл Лавров, Юрий Соломин, Эдуард Марцевич. Стриженов, уже утвержденный на роль, передумал - его приняли в МХАТ.
Пьера Безухова мог сыграть Андрей Кончаловский, Иннокентий Смоктуновский, а также тяжелоатлет Юрий Власов. Претендентки на роль Наташи Ростовой были все как на подбор красавицы - Анастасия Вертинская, Наталья Фатеева, Наталья Кустинская, Валентина Малявина. Но главой героиней стала 19-летняя балерина Ленинградского театра оперы и балета Людмила Савельева, для которой это была первая большая роль и сразу же - мировая слава. Людмила, кстати, напоминала Одри Хепберн - такая же хрупкая, "летящая", вдохновленная. И абсолютно "незвездная".
В итоге Болконского, как известно, сыграл главный лирический герой того времени Вячеслав Тихонов, на котором настояла министр культуры Екатерина Фурцева. А Безухова - сам Бондарчук, причем, ему тогда было уже за 40. Для роли ему пришлось поправиться на 10 килограммов - чтобы соответствовать книжному герою.
Съемки
К экранизации романа съемочная группа подготовилась основательно. Полсотни музеев страны предоставили для фильма свои коллекции - чтобы герои и обстановка максимально соответствовали эпохе. Более четырех десятков предприятий изготовили костюмы (их было девять тысяч), точные копии наград, табакерки, телеги, вооружение и даже 200 тысяч пуговиц. Ломоносовский фарфоровый завод воссоздал для фильма по рисункам XVIII века большой обеденный сервиз.
Для съемок сцены русской охоты подобрали редких по тем временам борзых из питомника. Рассказывают, что собаки, не приученные к выслеживанию зверя, не хотели бежать в нужном направлении, поэтому съемочной группе пришлось использовать для их привлечения кошек.
В Закарпатье, где снимались Шенграбенское и Аустерлицкое сражения, доставили 150 вагонов с оборудованием. К съемкам привлекли три тысячи солдат Прикарпатского военного округа Советской Армии.
Некоторые сцены Бондарчук решил снимать с вертолета, также панораму поля боя запечатлела камера, прикрепленная на высоте в 300 метров на канатную дорогу. Необычным образом оператор работал и в сцене первого бала - ассистенты возили его между вальсирующими актерами на роликовых коньках.
Работа над фильмом велась около семи лет (из них три года было отдано на съемку серии "1812 год"). Картина считается одной из наиболее дорогостоящих в истории кинематографа. Бюджет экранизации оценили в 100 миллионов долларов по ценам 1967 года (или 560 миллионов в 2007 году). Во время съемок у Бондарчука были серьезные проблемы со здоровьем: летом 1964 года он перенес тяжелый сердечный приступ, из-за чего съемки приостановили на полтора месяца. Второй приступ режиссер перенес уже после премьеры, когда фильм взял первый приз на Московском международном кинофестивале.
Бородинское сражение
Главную батальную сцену снимали в долине Днепра, под Дорогобужем - это место очень похоже по рельефу на Бородино. В массовке задействовали огромное количество людей: две армии, русскую и французскую, изображали 15 тысяч пехотинцев, 950 кавалеристов. В "бою" были израсходованы 40 тысяч литров керосина, 23 тонны взрывчатки, 15 тысяч ручных дымовых гранат, две тысячи шашек и полторы тысячи снарядов. Статисты каждый день вживались в образ: строились, шли в атаку, отрабатывали приемы ведения боя.
Съемочной группе удалось без спецэффектов создать на экране ощущение, что в сражении принимали участие не 15, а 120 тысяч человек.
К съемке центральной панорамы главного сражения приступили 25 августа 1963 года, в 151-ю годовщину.
Итог
"Война и мир" Бондарчука стала триумфом советского кинематографа. Его представили практически на всех крупнейших международных кинофестивалях, в том числе, на внеконкурсном показе в Каннах.
Все четыре серии посмотрели в общей сложности 135 миллионов зрителей. В советском прокате "Война и мир" собрала почти 58 миллионов рублей.