- В сложившейся ситуации в отношении урегулирования вопроса о возмещении ущерба будет применяться Варшавская конвенция 1929 года, дополненная Гаагским протоколом 1955 года, участником которой является Россия как правопреемник Советского Союза, - пояснил "РГ" Арсений Герасымив, адвокат юридической фирмы "Ильяшев и партнеры". - В отличие от Гаагского протокола, Монреальская конвенция предусматривает четкий механизм определения компенсации за гибель пассажира в результате авиаинцидента. Сегодня она составляет не меньше 175 000 долларов. Это размер ответственности перевозчика вне зависимости от его вины, в то время как Гаагский протокол предусматривает ответственность перевозчика в отношении каждого пассажира суммой не больше 250 000 франков (258 000 долларов).
Осложняет ситуацию отсутствие какой-либо формулы по определению этой суммы в рублях. Этот вопрос является предметом дискуссии.
- Главное, что в отличие от Монреальской конвенции, предусматривающей нижний лимит ответственности (ниже которого авиаперевозчик опуститься не может вне зависимости от вины), Гаагский протокол предусматривает лишь верхнюю планку ответственности. Поэтому потерпевшие лица в странах, которые не являются участниками Монреальской конвенции, получают значительно меньшие компенсации в сравнении со странами - участниками Монреальской конвенции. Поскольку Россия - не участник Монреальской конвенции, ее граждане находятся в весьма невыгодном положении, - констатирует юрист.