Это формальные критерии. Еще нужны высокая мотивация работать с детьми, глубокое знание своего предмета, способность им заинтересовать детей, стрессоустойчивость. Отбор идет в четыре этапа, затем летом на пять недель будущие учителя выезжают на педагогическую практику в лагерь. Там им читают лекции известные педагоги, директора топовых школ, вузовские преподаватели.
Тот, кто успешно прошел практику, получает место в школе и стипендию от партнеров проекта. Сейчас в проекте участвуют школы Москвы, Подмосковья, Воронежа и Воронежской области. В течение двух лет молодых педагогов доучивают по особым методикам, которые разработаны в партнерстве с Институтом развития образования ВШЭ. Рабочее расписание составляется так, чтобы у них всегда был свободный день для занятий или обмена опытом. В этом году в проекте участвуют 40 человек.
Екатерина Трушина - выпускница Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Ее специальность - "менеджмент". Сейчас она преподает литературу в московской школе N 554. Кроме нее на работу в эту школу приняли пять участников проекта. Английский язык ведет выпускница факультета международных отношений СПбГУ, обществознание - социологического факультета МГУ, мировую художественную культуру - выпускница ВШЭ, географию - выпускник географического факультета Тверского госуниверситета.
- Я жила в городе Полярные Зори. Окончила там музыкальную школу, получила разряд кандидата в мастера спорта по плаванию, увлекалась театром, хорошо знала литературу и собиралась поступать на филфак в пединститут им. Герцена. Но пошла на "финансы и экономику", - рассказывает Екатерина Трушина.
Учеба и стажировки в финансовых компаниях показались ей скучными. А вот школа - совсем другое дело. Ей дали часы по литературе в 5-х и 6-х классах. Причем русский язык ведет наставник Екатерины, учитель с большим опытом Татьяна Кузнецова. У педагогов есть совместные проекты, когда тема, затронутая на уроках литературы, находит продолжение на уроках русского. Наставник часто бывает на уроках своей подопечной, дает советы и помогает с методическими вопросами.
Конечно, подготовка к занятиям отнимает у выпускницы экономического вуза гораздо больше времени, чем у любого профессионального словесника, трудно подстроиться под стандарты, учесть методические требования, надо время, чтобы перечитать тексты. Но плюсов гораздо больше.
- Выпускники программы - это молодые специалисты, имеющие огромное желание работать в школе. Они успешные и активные, у них нешаблонное мышление, они больше заточены на метапредметность, которую требуют стандарты. В нашей школе появилась команда инициативных, позитивных учителей, которые нацелены на высокие образовательные результаты. Своей увлеченностью они заражают детей и своих коллег, - высказывает свое мнение директор московской школы N 554 Майсурадзе Майя.
Как проходят сейчас стандартные уроки литературы в школах? Прочитал текст, дома ответил на вопросы, перенес ответы в табличку. А у Екатерины Трушиной на уроках по Сергию Радонежскому класс делится на проектные группы. Первая исследует текст с точки зрения истории, вторая готовит адаптированный пересказ, третья сравнивает Сергия Радонежского с Ником Вуйчичем, автором нашумевшей книги "Жизнь без границ", который родился без рук и без ног. Ученики у Трушиной пишут не только сочинения по традиционным темам, но и по таким, например, "Я самый богатый человек, потому что...". "Двойки" она ставит только за списанные из Интернета сочинения. И каждую работу тщательно проверяет через поисковики.
В следующем году школа N 554 снова даст заявку на молодых учителей из проекта "Учитель - для России". "Нужны учителя истории, английского языка, биологии", - поясняет Майя Майсурадзе.
Проект рассчитан на два года. Именно столько молодого учителя опекают, поддерживают и обучают. Затем каждый принимает решение: остаться в школе или уйти. По словам Майи Майсурадзе, в школах может быть до 10% молодых учителей без базового педобразования. Но к таким экспериментам сегодня готово далеко не каждое учебное заведение. Надо сказать, в России есть опыт привлечения в школы учителей без педобразования. Но чаще всего это касается специализированных школ и центров при вузах, где преподают ученые - физики, химики, биологи, математики. Таких учебных заведений - единицы.
Елена Ленская, декан Московской высшей школы социальных и экономических наук, эксперт Международного исследования по вопросам преподавания и обучения TALIS, кандидат педагогических наук:
- Несколько лет назад проводилось международное исследование TEDS, посвященное подготовке учителей математики в классических университетах и пединститутах. Выяснилось, что большой разницы в качестве подготовки нет. Методические и математические задачи и те и другие выпускники решали примерно одинаково.
В среднем по странам учителя меняют место работы раз в 10 лет. Но в некоторых странах, например в Японии, Сингапуре, проводится политика ротации, когда учителя обязательно должны сменить место работы, чтобы расширить свой опыт.