24.03.2016 22:05
Поделиться

Подготовка освобождения Пальмиры от ДАИШ длилась не одну неделю

В четверг сирийская армия вошла в Пальмиру, вытесняя боевиков с территории историко-археологического комплекса. И хотя операция еще окончательно не завершилась, появился шанс спасти этот уникальный памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО.

"Передовые части сирийской армии вошли в Пальмиру", - сообщило сирийское телевидение. "Можем подтвердить, что сирийские войска вошли в историческую часть Пальмиры, - приводит ТАСС слова информированного источника в Дамаске. - Армия предпринимает все усилия, чтобы не повредить исторические монументы".

Подготовка и проведение операции по освобождению Пальмиры от боевиков ДАИШ (арабское название запрещенной в России ИГИЛ) длилась не одну неделю. Несколько дней назад стало известно, что сирийской армии удалось взять под контроль господствующие высоты на подступах к древнему городу. "Бойцы сирийской армии и ополченцы выбили террористов ДАИШ с высоты 939,5, - сообщили тогда сирийские журналисты со ссылкой на военный источник. - Она является господствующей в гряде Хайа. Все террористы на огневой позиции ликвидированы".

Накануне появились сообщения о новых успехах сирийской армии в борьбе за сохранение этого сокровища человечества. Под контроль сирийской армии и бойцов ополчения перешла историческая часть Пальмиры, где расположен комплекс Тадмор. Кроме того, сирийские войска отрезали пути снабжения боевиков террористической группировки ДАИШ. Стоит отметить, что ранее посол Сирии в России Риад Хаддад заявил, что правительственная армия смогла подготовиться к освобождению города благодаря поддержке ВКС РФ, которые находились в арабской республике с осени прошлого года. Напомним, что Пальмира была захвачена боевиками ДАИШ в мае 2015года. За несколько месяцев террористы не только создали вокруг города несколько оборонительных рубежей, но и уничтожили ряд бесценных архитектурных памятников, внесенных в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО: античную Триумфальную арку, относящуюся к II веку нашей эры, храм Бэла, построенный в 32 году нашей эры, храм Баалшамина, также относящийся к I веку н. э., и статую Льва Аллата, возраст которой превышает две тысячи лет. Директор исторических музеев и культурного наследия Сирии Маамун Абдель-Карим поприветствовал приближающееся освобождение Пальмиры от боевиков и заявил о намерении восстановить разрушенные террористами храмы.

Прямая речь

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа:

- Сейчас нас ждут споры о восстановлении Пальмиры.

Сирийские войска вошли в историческую часть Пальмиры, заявляют в Дамаске. Армия предпринимает все усилия, чтобы не повредить исторические монументы. Директор исторических музеев и культурного наследия Сирии Маамун Абдель-Карим, приветствуя освобождение Пальмиры от боевиков террористической группировки "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ), заявил о намерении восстановить разрушенные террористами храмы "с помощью местных и международных специалистов".

Первое, что предстоит выяснить во взятой Пальмире, - что от нее осталось. Ведь одно дело вошли танки, и другое - осознание ситуации с разрушением древних памятников. Прямо сейчас мы, сотрудники Государственного Эрмитажа, не планируем поездки в Пальмиру, хотя в принципе к этому готовы. Но надо подождать определенности в ситуации. Реставрационная ситуация - это не военная операция.

Я думаю сейчас настает время, во-первых, документирования, а, во-вторых, международного обсуждения, что и как делать с памятниками Пальмиры. Оно обязательно дойдет до споров о том, насколько разрушенную Пальмиру надо восстанавливать.

Я уже высказал свое мнение. Мы считаем, что Пальмиру надо восстанавливать. В этом есть и моральный момент. Но я уже слышал и другие мнения: Пальмиру не надо восстанавливать - пусть остается напоминанием о варварстве. У нас были подобные споры, когда обсуждалась история с восстановлением рембрандтовской "Данаи". Кто-то говорил: надо создать новое полотно, а кто-то: ничего не надо трогать, пусть останется памятником варварскому нападению на нее. Было принято третье решение - картина была отреставрирована, утраченное не воссоздавали, но реставрировали так, что ее можно видеть и представлять, какой она была. Сейчас такие решения надо будет искать и в Пальмире.

Подготовила Елена Яковлева