На русском языке вышла книга о Пьере Паоло Пазолини

Кинематограф Пьера Паоло Пазолини начался в литературе и закончился в литературе. Дебютировав сборником стихов, написанных на местном фриуланском диалекте, и скандальным романом о жизни городских низов Рима "Шпана", Пазолини со всем пылом своей ренессансной натуры ушел в кино - и кино ответило ему взаимностью. "Мама Рома" и "Медея", "Теорема" и "Птицы большие и малые", "Декамерон" и "Цветок тысячи и одной ночи" - эти шедевры навсегда останутся в глазах зрителей, как бы далеко ни ушли вперед достижения компьютерной анимации.

Но в 1975 году, уже выпустив свой самый экстремальный - визуально и эстетически - фильм "Салò, или 120 дней Содома", Пазолини возвращается к литературе - и начинает работать над документальной книгой "Нефть", в которой прямо затрагивались интересы больших корпораций и без стеснения (вообще для Пазолини несвойственного) назывались громкие имена.

Но работу над книгой на очень ранней стадии прервало чудовищное по жестокости убийство режиссера. По официальной версии, 1 ноября 1975 года на пустыре в Остии, в пригороде Рима, его в одиночку убил (а потом буквально размазал по земле, переехав несколько раз его же собственным автомобилем) 17-летний паренек, словно сошедший со страниц романа "Шпана".

Зачем Пазолини привез случайного знакомого на пустырь, сомнений не вызывало. Но, несмотря на табуированность всего, связанного с темой гомосексуализма, версия сразу вызвала массу вопросов. Как подросток с говорящим прозвищем "Лягушонок"  мог один справиться с крепким и мускулистым 50-летним мужчиной? Почему это произошло сразу после выхода фильма об извращенной природе фашизма? И, самое главное, не связано ли это с "Нефтью"?

Официально, несмотря на все усилия друзей и почитателей Пазолини, эти вопросы так и не были заданы. Даже запоздалое (на тридцать лет) признание осужденного за его убийство, что на самом деле все было совсем не так, предпочли списать на его лживость.

Но книга современного итальянского писателя Эмануэле Треви (р. 1964)  - не "расследование расследования" и не попытка по оставшимся наметкам восстановить ненаписанную "Нефть". Хотя Треви вполне мог бы попробовать это сделать, отработав в Фонде Пазолини, возглавляемом экспансивной Лаурой Бетти, единственной постоянной подругой П.П.П. Эта книга - попытка узнать самого П.П.П. через Лауру.  Разобраться с местом Пазолини в современном культурном ландшафте. И все-таки принюхаться - не пахнет ли это убийство "Нефтью"?

Отрывок книги читайте на сайте Года литературы

Подписывайтесь на наш канал в Telegram telegram.me/cinemacracy