С такой инициативой выступает минсельхоз Германии. Как рассказал в интервью газете Funke Mediengruppe глава ведомства Кристиан Шмидт, производители продуктов питания серьезно перестраховываются, указывая более ранний, чем необходимо, срок годности на упаковке. Это приводит к тому, что львиная доля продуктов оказывается на мусорных свалках, хотя их можно было бы использовать более рационально.
Минсельхоз ФРГ провел исследование, которое показало, что каждый год в Германии выбрасывают 11 млн тонн продуктов, большая часть которых - 6,7 млн тонн - приходится на домохозяйства, пишет DieZeit. 44% выброшенного товара - овощи, еще 15% - хлебобулочные изделия. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) замечает, что во всем мире пропадает треть продовольствия, которое можно было бы отдать на благотворительность или употребить в домохозяйствах.
Сколько сегодня продуктов питания в более-менее пригодном для употребления состоянии отправляются на отечественные свалки, доподлинно неизвестно, однако еще три года назад объем составлял 30 тыс. тонн, и это только официальные подсчеты регионов. Торговые сети страхуются от вероятных судебных исков от потребителей, которые могут заявить, что съели продукт до истечения срока годности, но, например, отравились. Это и заставляет производителей и магазины указывать дату на упаковке с запасом. А определить рентабельный срок - дело не из легких.
В марте этого года ФАО опубликовала наглядную статистику: больше всего пищевых отходов - 300 кг на человека - приходится на Северную Америку и Океанию (Австралия и прилегающие к ней островные территории). Две трети выбрасывают сами потребители. В то же время в Центральной Африке этот показатель составляет 160 кг в год, из которых лишь пять килограммов выбрасывают потребители. Остальное портится на этапах производства, транспортировки или продажи. В Европе это соотношение - 280 к 90 килограммам. Выходит, в более развитых странах домохозяйства выбрасывают больше пищи, чем в развивающихся государствах.
В Европе есть несколько определений, касающихся сроков употребления продуктов - best before ("срок хранения", то есть рекомендуется съесть пищу до этого срока, так как его вкус или цвет сохраняются в этот период лучше всего, но можно употребить и позже) и use by (или best by, "срок годности", то есть употреблять в пищу продукт опасно для здоровья по истечении указанной даты).
Директива ЕС от 2000 года гласит, что дата минимального срока годности пищевого продукта - это дата, до которой он "сохраняет свои специфические свойства при надлежащем хранении". Формально это и есть best before. А если продукт считается скоропортящимся, то следует использовать обозначение use by.
В российском законодательстве - схожие правила указания сроков хранения и годности продуктов питания. К примеру, на пачке орехов или банке меда будет скорее написан срок хранения, а на йогурте или упаковке рыбы без консервантов - срок годности. Различие между такими группами товаров заключаются в том, что скоропортящиеся продукты животного и растительного происхождения содержат много влаги, а эта среда становится привлекательной для жизнедеятельности микроорганизмов и активации ферментов. Они-то и приводят продукт к быстрой порче.
Также в ЕС есть понятие shelf life - гарантийный срок хранения и транспортировки продукта в упаковке поставщика. Он отсчитывается от момента изготовления товара. В России и в мире недобросовестные торговые сети борются с уничтожением просроченных продуктов, используя именно этот термин. Они повторно замораживают скоропортящиеся продукты, например, рыбу, и наклеивают свежую этикетку, что трактуется в РФ как незаконное увеличение срока реализации.
Петр Шелищ, председатель Союза потребителей России: Если посмотреть статистику по структуре бытовых отходов, к примеру, в Москве, то окажется, что в день каждый человек выбрасывает около полутора килограммов еды. Конечно, введение "умных" упаковок в магазинах и торговых сетях позволит Европе снизить объем "пищи на выброс", но пока неясно, в какую цену обойдется это новшество, говорить о его потенциальном применении в России очень трудно. Боюсь, это очень дорогое удовольствие.
Например, недавно я общался с Российской ассоциацией производителей контрольно-кассовой техники, и мы обсуждали, сколько будет стоить модернизировать один кассовый аппарат для передачи данных о каждом пробитом чеке в Федеральную налоговую службу. Таких устройств по стране - около миллиона штук, на каждую придется выделить 25 тысяч рублей, чтобы система заработала.
При товарообороте в размере около 12 трлн рублей рост цен в магазинах из-за новой системы может составить полпроцента. С другой стороны, собираемость налогов повысится, а бизнес будет работать прозрачнее.
А во сколько обойдется потребителю в России введение "умной" упаковки? Думаю, это будет дороже, а значит, и на росте цен откликнется существеннее. Надо последить за введением директивы в Евросоюзе: если окажется, что это дешево, то, несомненно, плюсов больше, чем минусов.