31.03.2016 11:37

Ученые: У курильщиков нарушается баланс бактерий во рту

Курение значительно меняет состав микробиома (сообществ микробов) ротовой полости, выяснили американские ученые. Всего во рту человека обитает около 600 видов бактерий, пишет Medicalxpress.

По словам исследователей, проведенный ими анализ с использованием точного генетического тестирования является наиболее полным в плане изучения того, как курение влияет на состав и активность бактерий ротовой полости.

Ранее ученые находили связь между дисбалансом в популяции микробов кишечника и такими иммунными заболеваниями, как болезнь Крона, а также некоторыми видами рака, связанными с желудочно-кишечным трактом.

"Наше исследование стало первым, которое позволило предположить, что  курение оказывает глубокое воздействие на микробиом ротовой полости," - говорит ведущий исследователь и эпидемиолог Джиюнг Ан (Jiyoung Ahn) из Медицинского центра Лангон при Университете Нью-Йорка.

По словам ученого, необходимы дальнейшие эксперименты, чтобы доказать, что эти изменения ослабляют защитные силы организма, оберегающие от действия веществ табачного дыма, вызывающих рак.

Исследователи изучили данные 1204 американских мужчин и женщин в возрасте 50 лет и старше, здоровье которых уже наблюдалось в рамках крупных исследований риска раковых заболеваний. Среди них было 112 курильщиков, 571 бывший курильщик (17 процентов из них бросили курить в течение последних 10 лет) и 521 человек, который никогда не имел этой вредной привычки.

Анализ показал, что состав микробов в ротовой полости курильщиков значительно отличался от того, что наблюдался у людей, которые никогда не курили, и у тех, кто отказался от этой пагубной привычки. Также выяснилось, что оральный микробиом курильщиков приходит в норму после того, как они расстаются с сигаретой. В итоге баланс микробного состава у них оказывается таким же, как у тех, кто никогда не курил.

У курильщиков наблюдался значительный рост более 150 видов бактерий в ротовой полости и резкое снижение темпов роста других 70 видов. К примеру, у них было сравнительно меньше видов протеобактерий, чем у некурящих участников (4,6% против 11,7%). Протеобактерии участвуют в разрушении токсических веществ, связанных с курением. Кроме того, у курильщиков было на 10 процентов больше видов стрептококков, которые, как известно, способствуют разрушению зубов.

Ученые пока не могут сказать, сколько времени нужно на восстановление микробного баланса во рту в случае, когда человек бросает курить. Новые эксперименты, возможно, помогут точно определиться с этой временной шкалой.

Кроме того, ученые планируют изучить то, как изменение состава оральной микрофлоры может влиять на риск развития рака ротовой полости и других видов рака.

Результаты исследования размещены в онлайн-версии журнала International Society for Microbial Ecology.