Ара Бадалян, заместитель генерального секретаря ОДКБ:
- Сегодня Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) располагает необходимым потенциалом для обеспечения безопасности в Центрально-Азиатском регионе. Это показали результаты учений и итоги внезапных проверок боевой готовности вооруженных сил. Хочу напомнить, что до 2002 года договор между странами представлял собой региональное соглашение, которое сыграло очень важную роль в поддержании сотрудничества и взаимопонимания в военно-политической области. Но со временем появились новые угрозы - терроризм, незаконный оборот наркотиков, нелегальная миграция и другие. Реалии современности привели к осознанию того, что необходимо переходить к многофункциональному и коллективному обеспечению безопасности.
Безусловно, характер деятельности ОДКБ находится в зависимости от динамики и развития геополитической ситуации в мире и регионах. Определяется ряд факторов, которые влияют или могут негативно повлиять на безопасность. Еще одно важнейшее направление в деятельности организации - гуманитарное сотрудничество, развитие национальных культур, межнациональных и межрегиональных связей, поддержка взаимоуважения народов всех стран, возрождение и сохранение культурно-нравственных ценностей, укрепление духовного единства народов Евразии.
ОДКБ - защитный "зонтик" Евразии. Динамика развития дает основание с оптимизмом говорить о будущем организации как гаранта безопасности для Евразийского союза. Альтернативы нет. Есть только один выход - развивать ОДКБ как организацию, обеспечивающую стабильность в Евразии, устраняя некоторые недостатки в ее деятельности.
Проведенный анализ показывает, что в Центральной Азии внешние угрозы, исходящие с территории Афганистана, во многом "накладываются" на внутренние проблемы: терроризм и исламский экстремизм, наркотрафик, неконтролируемые миграционные процессы, высокую степень коррупции и слабость государственных структур. Причем наибольшие опасения с учетом трансграничных вызовов внушает именно слабость госструктур. В этом плане постоянная помощь России и других государств-членов ОДКБ особенно нужна Киргизии и Таджикистану. Большую роль в оказании этой поддержки может и должно сыграть партнерство РФ с Казахстаном.
Игорь Панарин, координатор Аналитической ассоциации ОДКБ, доктор политических наук:
- Коротко говоря, ОДКБ - ядро евразийской безопасности, ответ на вызовы, грозящие извне. На первом месте среди общих для нас угроз стоит дестабилизация обстановки в результате вмешательства других стран во внутренние дела государств организации. На второе место я поставил бы так называемые "гибридные войны", которые могут включать в себя и использование современных технологий. В ряд причин, угрожающих миру и стабильности в странах ОДКБ, также входят активизация террористических и экстремистских группировок в Афганистане, наркобизнес, использование соцсетей в экстремистских целях, увеличение численности войск НАТО у границ организации, коррупция.
О возможных попытках внешних сил дестабилизировать ситуацию в Центральной Азии сейчас говорят около 80 процентов аналитиков. Речь идет об опасности вторжения вооруженных бандформирований, распространении радикальных религиозных идей, поддержке местных фундаменталистов в государствах Центральной Азии, создании террористического подполья, переброске наркотиков через границы. После событий в Киргизии в 2010 году был принят ряд решений, которые позволят более эффективно реагировать на подобные вызовы. Принято решение о создании коллективных сил быстрого реагирования и - что принципиально важно - их авиационной составляющей, что даст возможность оперативно перебрасывать боевые соединения.
В Киргизии важным компонентом безопасности стала база "Кант". Она усилена и, подчеркну, является авиационной базой не ВКС России, а именно ОДКБ. А последние антитеррористические учения демонстрируют, насколько вырос уровень подготовки подразделений организации, в том числе и киргизского батальона. То есть реагировать на критические ситуации мы будем оперативно и эффективно. Но, конечно, лучше, если мы вообще не столкнемся с подобными кризисами.
Алмаз Насыров, ректор Академии государственного управления при президенте КР:
- Очевидно, сегодня мы стоим перед лицом целого ряда угроз безопасности. В их числе экстремизм, межэтнические конфликты, рост национализма, попытки ревизии нашей общей истории в угоду политической конъюнктуре и самое, на мой взгляд, страшное: стремление разрушить традиционные, общественные ценности и принципы, на которых строится наша жизнь.
Угроза безопасности как очевидный факт сегодня приобрела системный характер, а мировой кризис коснулся глубинных, мировоззренческих основ существования. В результате перед нашими странами встал актуальный вопрос - сохранение культурной и гуманитарной идентичности. Бороться с этим явлением возможно только сообща, совместными усилиями, с привлечением молодежи, которая, увы, первой попадает под удар деструктивных сил.
Молодые люди, не секрет, чаще других используются разными политическими силами. И многое зависит от способности представителей нового поколения распознать, идентифицировать и адекватно отнестись к вызовам.
Во многом успех борьбы с угрозами безопасности зависит от того, каков будет ответ этим вызовам. В связи с этим роль образовательных учреждений, специализирующихся на подготовке кадров, резко возрастает. Расширение кругозора управленцев, развитие навыков аналитического мышления, формирование и сохранение национальной, гражданской и политической идентичности - приоритетное направление в подготовке управленческих кадров академии.
Георгий Тищенко, руководитель Центра евроатлантических и оборонных исследований Российского института стратегических исследований:
- Нашим институтом впервые были проведены исследования по оценке агрессивности СМИ. Могу с уверенностью сказать, что сегодня ведется настоящая информационная война. Причем накал ее не спадает, хотя колебания в отдельных зонах и отмечены. Страны. которые наиболее преуспели в этой войне, - Германия, Польша, Франция, США и республики Прибалтики.
Скажу еще, что ситуация складывается так: информационная война выходит на второе место после применения военной силы. Если проанализировать документы, которые принимаются странами НАТО, то видно: речь в них идет не о наращивании военной составляющей. Приоритеты отдаются нагнетанию негативного информационного присутствия в том или ином регионе. В частности - в России, Китае, КНДР. А ИГИЛ, к примеру, идет на последнем месте. То есть четкая расстановка приоритетов налицо.
Взять, к примеру, кризис на Украине. Когда туда приезжала заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд, она, интересуясь развитием событий на Донбассе, спрашивала, не какие населенные пункты заняли украинские войска, а сколько в распоряжении Киева телевизионных вышек. Итогом визита Нуланд на Украину стало закрытие ряда российских каналов. Так что в нынешних условиях основное оружие - информационные операции.
Сейчас одна из основных причин конфликтов в мире не идеологические противоречия, а экономические интересы стран. Если посмотреть, где сейчас чаще всего вспыхивает война, то это именно те регионы, что богаты природными ресурсами. При этом на Западе, к примеру, наблюдается любопытный диссонанс между политическими заявлениями и практическими шагами. С трибун в Конгрессе говорят о намерении американцев защищать союзников и партнеров, в том числе с помощью ПРО. Однако в том же законе о вооруженных силах задачей армии Соединенных Штатов называется "защита территории США и американских интересов за рубежом". И нет ни слова о союзниках или партнерах.