Об этом рассказал "РГ" первый вице-президент Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) Михаил Темниченко. Эксперты считают, что увеличение продажи нефти за рубли с получением оплаты также в рублях существенно укрепит положение нашей валюты в мировой финансовой системе.
Сегодня торговля нефтью в мире проходит разными способами: по контрактам, заключенным на внебиржевом рынке (это сеть брокеров, у которых нет единого места расположения, и они сами общаются между собой), по прямым долгосрочным контрактам между сторонами и по фьючерсным контрактам (сделка на бирже по купле-продаже, которая будет совершена в будущем по оговоренной сейчас цене).
Нефть Urals торгуется первыми двумя способами. На внебиржевом рынке можно продать несколько железнодорожных цистерн или танкер, но цена барреля в этом случае известна общественности в гораздо меньшей степени, а значит, нет прозрачного механизма ценообразования. Плюс - стоимость барреля привязана к биржевым котировкам, и Urals в данном случае зависит от Brent. При этом отечественный сорт дешевле североморского, так как это тяжелая смесь нефти Урала, Поволжья и Западной Сибири, а Brent "легче", то есть, чтобы получить из нее бензин, потребуется не такая глубокая переработка, и как следствие - меньшие траты.
"Дисконт на поставки нефти Urals на мировой рынок к сорту Brent, по данным агентства Platts, в период с 2010 по 2016 год не снижался ниже четырех долларов за баррель. Также периодически сорт Urals стоил дороже Brent, когда на рынке складывался дефицит нефти тяжелых сортов в связи с недостаточными поставками из Ирана и Ирака, - напоминает аналитик "Открытие Брокер" Андрей Кочетков. - Снятие санкций с Ирана в январе этого года оказало негативное влияние на дисконты сорта Urals: в последние три месяца он снизился до минус 1,65-1,9 доллара, но не более". Михаил Темниченко оценивает дисконт выше - в 3-5 и более долларов.
Биржевые торги, в отличие от внебиржевых, работают прозрачно, по четким правилам - цены на эталонные сорта известны всему миру, а конкуренция между ними близка к идеальной. Это позволяет говорить об объективности цен, формирующихся на таких площадках. "Создание бенчмарка на нефтяном рынке - это серьезное изменение международной системы ценообразования с горизонтом в несколько лет. Мы планируем, что новый эталон получит международный статус, на базе него будет торговаться сырье в Европе и Азии", - прогнозирует Михаил Темниченко. Он считает, что Urals и Brent вполне могут существовать параллельно.
СПбМТСБ планирует запуск торгов фьючерсами сначала на Urals. Выбранный формат - поставочный фьючерс, то есть одна из сторон по сделке будет обязана физически поставить сырье второй стороне. В мировой практике также есть расчетные фьючерсы, предполагающие выполнение обязательств в денежном выражении, но от них наши биржевики решили отказаться. На дату завершения сделки стороны получают разницу между ценой заключения контракта и ценой на момент его закрытия. Трейдеры часто используют такой тип контрактов для спекуляций. В некоторых случаях это приводит к тому, что количество сделок с физическими поставками меньше объема рынка фьючерсов, то есть стороны играют на деньги, а не реально покупают нефть. Выбор СПбМТСБ позволит избежать дисбаланса.
Условия будущих экспортных фьючерсов на Urals следующие: объем контракта - тысяча баррелей, поставочная партия - 720 тысяч баррелей, условие поставки - FOB (free-on-board, то есть продавец доставляет товар в порт и грузит на судно покупателя, после чего расходы и риски ложатся на плечи принимающей стороны). Поставка - через порт Приморск.
Позднее планируется запуск контрактов на нефть ESPO (ВСТО, которая идет по трубопроводу Восточная Сибирь - Тихий океан). Цена на эту марку сейчас зависит от эмиратского сорта Dubai Crude. Поставка будет идти через порт Козьмино в Приморском крае.
Планируемая валюта контрактов на первых порах - доллар за баррель. "Такая котировка должна быть удобна для участников международного рынка: наш поставочный фьючерс будет легко интегрировать в их налаженные процессы, что поможет набрать ликвидность торгов. Говорить о контрактах в рублях можно будет позже, когда эталон получит репутацию признанного бенчмарка. Обеспечение контракта будет осуществляться в рублях", - говорит Михаил Темниченко.
Период перехода на котирование контракта в рублях будет также зависеть от политической и экономической ситуации в мире и в России, считает Андрей Кочетков. Кроме того, влияние на процесс будет оказывать скорость развития собственного емкого рынка нефти и нефтепродуктов. В целом процесс не быстрый, так как риски крайне высоки, подчеркивает эксперт, в связи с чем предсказать срок, когда можно будет говорить об экспортных контрактах в рублях, невозможно.
Поставки Urals и ESPO на международные рынки, по оценкам международных агентств, вдвое превышают поставки нефти Brent, Oman и Dubai. "Поток нефти марки Urals через порты Приморск, Усть-Луга, Новороссийск превышает два миллиона баррелей в сутки, через нефтепровод "Дружба" - еще свыше миллиона баррелей, - продолжает Михаил Темниченко. - Нефть ESPO экспортируется в объемах порядка 600 тысяч баррелей в сутки. При этом поток Brent иссякает, добавление новых сортов еще больше размывает котировку". Из-за истощенности месторождений в Северном море объемы добычи сорта Brent уже давно не доминируют на рынке, и предпосылки к формированию эталона Urals за счет этого становятся только серьезнее.
"Но гораздо больше перспектив в качестве заместителя Brent имеет сорт ESPO, так как его поставки ориентированы на Азию, а по качеству он очень близок к Brent. ESPO может стать бенчмарком для рынка Азии при наращивании объемов экспорта", - делает вывод Андрей Кочетков.
Антон Рубцов, директор по развитию бизнеса VYGON Consulting:
- Увеличившийся дисконт Urals к Brent объясняется ростом предложения сернистой нефти средней плотности на глобальном рынке из-за наращивания добычи в России, Ираке и Саудовской Аравии.
Более того, наблюдается тенденция ухудшения качества смеси Urals из-за перенаправления потоков легкой западно-сибирской нефти на переработку и на экспорт в восточном направлении в смеси ESPO. В таких условиях дифференциал к Brent будет только увеличиваться.
Роль биржевого маркерного сорта - обеспечение прозрачности ценообразования, а не манипуляция балансом спроса и предложения. Urals гораздо важнее для европейских НПЗ, чем Brent, поэтому в перспективе этот сорт может стать основным ценовым индикатором для других сернистых сортов нефти средней плотности в Европе.
Однако глобальный бенчмарк может быть только в глобальной валюте. Рубль пока такой не стал. Волатильность рубля за последние два года это наглядно показала. Запуск торгов в рублях приведет к росту транзакционных издержек для нефтетрейдеров и появлению дополнительного валютного риска, что существенно снизит привлекательность таких операций и ликвидность данного биржевого инструмента.
Кроме того, глобальный нефтяной бенчмарк активно используется финансовыми спекулянтами, им же удобнее работать в крупнейших мировых финансовых центрах, поэтому Brent в ближайшие десять лет все равно останется для них основным инструментом торговли фьючерсами.