За последний год молочная отрасль столкнулась с большим количеством вызовов. Среди них - увеличение доли фальсификата, общее снижение качества продукции, повышение экспортных цен на продукцию белорусских производителей.
Эксперты Национального молочного союза еще недавно не исключали, что на этом фоне могут возникнуть перебои с поставками продукции. Все это свидетельствует о том, что отрасль в целом неустойчива. Да и как ей сохранять баланс в условиях, когда производство и переработка разобщены.
При "путешествии" литра молока от коровы к потребителю можно выделить три этапа: ферма, где оно производится, завод, осуществляющий переработку продукции, и магазин. По данным Национального союза производителей молока, средняя закупочная цена сырья у фермеров составляет 21,4 рубля за литр. По самым грубым расчетам, при переработке "накидывается" процентов 50-80. Оставшаяся сумма от цены за литр молока - это наценка магазина. Суммы, которые получают все три участника цепочки, сопоставимы. Но рентабельность на фермах значительно меньше, чем в рознице. Поэтому любое серьезное изменение, касающееся непосредственно производителей молока, приводит к тому, что вся отрасль оказывается под ударом.
В Национальном молочном союзе утверждают: за последние полтора года себестоимость производства молока выросла на 35-40 процентов. Подорожали корма, коммунальные услуги, стоимость эксплуатации оборудования, но не растут закупочные цены.
Производители находят разные способы "удержаться на плаву".
К Василию Жильцову из ООО "Покровское" в Грязовецком районе Вологодской области, который решил роботизировать свою ферму, часто водят экскурсии и делегации. Перед чиновниками не стыдно, ведь на ферме чистота и нет характерного запаха. Все благодаря автоматической системе уборки. Коровы довольны и свободно перемещаются по огромным стойлам. Все процессы на ферме, включая кормление коров, дойку, санитарную обработку буренок и помещений, автоматизированы.
Система доказала свою пользу. По словам Жильцова, если на фермах с автоматической дойкой, которые распространены по всей стране, корова доится два-три раза в день, то на роботизированной ферме животные готовы давать молоко пять раз в сутки. Плюс ко всему снижаются затраты на персонал.
На роботизированной ферме достаточно одного оператора, который следит за показателями мониторов. Это позволяет платить хорошую зарплату и подбирать высокопрофессиональные кадры. Благодаря инновациям фермер смог снизить себестоимость литра молока на своем предприятии до 15 рублей. Это хороший показатель, учитывая, что на традиционных производствах себестоимость составляет 18, а то и 20 рублей за литр.
- Расчет на автоматизацию оказался верным, мы получили некую дельту, которая позволяет сохранять производство рентабельным, - говорит Жильцов. - Кроме того, через три года в масштабах страны может быть введена обязательная сертификация, суть которой в том, чтобы молокозавод, а в перспективе и покупатель, знал, с какой фермы получена та или иная партия молока, каковы его характеристики. Собрать такой массив данных можно только через автоматизированные системы учета.
В идиллической картине, которая открывается на ферме Жильцова, есть один изъян: оборудование только импортное, отечественных аналогов у нас в стране нет.
Стоит отметить, что закупочные цены каждый молокозавод устанавливает самостоятельно. Переработчик предъявляет жесткие требования к фермеру. Но делает это не по своей воле: ошибки фермера могут привести к убыткам переработчика.
Производитель молока может работать с несколькими заводами. И подстраивается под каждого. В России не так много примеров, когда у молокозаводов есть собственные фермы, пока это скорее исключения из правил. В ПФО так работают гиганты, имеющие большую долю на рынке, в СЗФО такие производители тоже есть, но они сосредоточены в премиальном сегменте.
В основном заводы являются промежуточным звеном между фермером и магазином. Такая система делает их зависимыми и от производителей, и от ретейлеров. В условиях высокой конкуренции и повышения эффективности переработчики ищут новые варианты: вводят новые линейки, меняют вес и дизайн. Решения у каждого свои.
На "Северном молоке" пошли по пути автоматизации. На заводе признаются: в сегменте переработки молочной продукции также правят бал иностранные технологии, российского упаковочного оборудования в отрасли в принципе нет. А упаковка сейчас играет ключевую роль в производстве и дистрибуции.
Полтора года назад завод запустил линию по производству сыра фета. Тогда иностранные сыры еще были на прилавках, но уже попали под эмбарго.
Сейчас завод стал крупнейшим производителем сыра фета в стране. Линия мощностью 450 тонн продукции в месяц располагается в двух небольших цехах. Весь производственный цикл, на протяжении которого сотрудники даже не вступают в прямой контакт с сырьем, обслуживают пять человек.
Технология производства позволяет продлить срок годности продукции чуть ли не до года. А это, в свою очередь, играет ключевую роль в логистике, поэтому вологодская фета спокойно доезжает даже до регионов Дальнего Востока. Но в молочной отрасли такие долгие сроки хранения - это скорее исключение.
И хотя многие производители предлагают ультрапастеризованное молоко, покупатели по-прежнему тяготеют к пастеризованному, тому, что хранится неделю. Недавно такое молоко отдельной строкой даже было включено в перечень социально значимых товаров. А следовательно, переработчиков на ниве продвижения товаров сковывают короткие сроки и риски больших возвратов.
И все же сейчас хрупкий баланс пусть временно, но восстановлен. В Национальном молочном союзе считают, что если в отрасли не будет значительных перемен, то цены на молоко до конца года вырастут примерно на пять процентов, то есть в пределах планируемой инфляции. Рассчитывать на большее сложно, ведь пока инновации в молочном деле - это скорее исключение, чем правило.
Мария Жебит, директор департамента по связям с общественностью и государственными органами Национального союза производителей молока:
- Производители молока давно находятся в сложной ситуации. И дело тут не в эмбарго или в позиции торговых сетей. В отрасли существует ряд системных проблем. Одна из главных - низкая производительность. К сожалению, у нас скот низкопродуктивный, это значит, что затраты на отдельно взятую корову у нас такие же, как в странах Евросоюза, а отдача в три раза ниже.
Еще в 2014 году наш союз представил минсельхозу программу развития отрасли. В частности, мы предлагали установить коридор закупочных цен на сырое молоко, выполнить все обязательства по субсидированию процентной ставки по кредитам и ввести возмещение инвестиционных затрат, выплачивать субсидии на литр товарного молока, выдавать проектное финансирование и госгарантии, создать систему идентификации скота, ужесточить таможенно-тарифное регулирование. Многие из этих предложений взяты на вооружение. Например, минсельхоз ввел компенсации для фермеров в размере 20 процентов от капитальных затрат на строительство. Важно, что остались субсидии на молоко. В каждом регионе размеры поддержки разные, так как они зависят от местных бюджетов.
В этом году производители вряд ли смогут рассчитывать на дополнительные меры господдержки. На последнем съезде участники союза выступили за снижение административных барьеров, эта мера если не даст отрасли стимул к развитию, то хотя бы позволит предприятиям удержаться на плаву.
Валерия Иванова, руководитель отдела PR и рекламы компании "Лосево":
- Разобщенность производителей и переработчиков - одна из самых серьезных проблем в молочном производстве. У нас в компании эти два этапа объединены изначально. И я думаю, что это правильно, поскольку производство сырого молока - самый сложный, но при этом самый низкорентабельный этап. В Петербурге стоимость литра сырого молока составляет сейчас 25-28 рублей. При таких условиях ферма может существовать, но развиваться ей уже сложно. Ставки даже по льготным банковским кредитам неподъемные. Наша компания при закупке племенного скота в свое время тоже планировала обратиться к заемным средствам, но когда были озвучены условия, руководство приняло решение справиться своими силами. И компания смогла себе это позволить благодаря тому, что у нас есть другие активы - переработка и продажа.
Перерабатывающее производство находится в жесткой зависимости от ретейла. Зачастую пожелания супермаркетов определяют даже количество и ассортимент продукции, которую производит предприятие. Поэтому компания открыла собственную сеть продовольственных магазинов. Расчет оказался верным, сейчас 50 процентов готовой продукции мы реализуем сами.
С ретейлом, безусловно, тоже сотрудничаем. После введения эмбарго сети к нам сами стали обращаться. Сейчас у нас с ними налажен конструктивный диалог, но наше предприятие сохраняет независимость, а это очень важно для производителя.