Главную и единственную партию исполняет лос-анджелесская певица Корил Прочноу. Фрида рассказывает об аварии, изменившей ее судьбу, вспоминает первую несчастную любовь и страдает из-за развода с художником Диего Риверой. Дальше - успех ее выставки в Париже, жизнь в Штатах, отчаяние от нескончаемых больничных коек. Все монологи художницы - отрывки из ее писем и дневников, эмоциональных и яростных. Певица Прочноу даже тарелки бьет. А на экране позади нее видеохроники из жизни Фриды, фото и картины. О том, как опера ужилась с современными технологиями, "РГ" рассказал композитор Гамма Скупинский.
Перед премьерой вы заметили, что Love Letters - лишь часть большой оперы...
Гамма Скупинский: Да, это финал оперы-исповеди, которая состоит из трех историй. Фрида Кало является заключительным актом, а первая и вторая части посвящены Чарльзу Буковски и Стиву Джобсу.
Почему вы выбрали именно этих персонажей?
Гамма Скупинский: Мы видим произведения искусства, не всегда обращая внимание на личность, которая за ними стоит. А это часто личности героически-ненормальные, их биографии способны потрясти. Та же Фрида была прошита насквозь рельсой троллейбуса в результате аварии, а было ей всего восемнадцать лет! Потеряла все, о чем мечтала, но стала художницей. А Стив Джобс, который своими идеями поменял мир? Что касается Буковски, он был моим соседом в Голливуде, мы с ним покупали пиво в одном магазине. Он писал о себе, не о чем-то высокопарном, а, скажем, как пошел, взял бутылку вина, поставил на такую-то лошадь, - и это жутко интересно. При всем различии, в этих трех личностях есть что-то общее, они уживаются в одном пространстве.
Вы несколько упростили жанр оперы...
Гамма Скупинский: Опера исполняется не на фоне статических декораций, оркестра и дирижера. Нет ничего, что помешало бы Фриде умирать на сцене. История рассказывается на двух уровнях: визуально с помощью документальных кадров, и эмоционально - с помощью писем художницы. Вспомните "Титаник": люди тонут, а у них там симфонический оркестр играет, за кадром Селин Дион поет. Люди научились воспринимать такое соединение. Мы с этим решили поэкспериментировать и получили новый вид оперы.
По-вашему, он приживется?
Гамма Скупинский: Мы собираемся в 2030 году отправить людей на Марс. Послать туда сто человек оркестра и исполнить "Кармен" невозможно. А вот такое - вполне. Этот замысел имеет будущее, особенно в нашем стремительно меняющемся мире.