05.04.2016 21:40
    Поделиться

    В Петербурге открылась медиаопера на основе писем Фриды Кало

    На петербургской студии документальных фильмов "Лендок" прошла премьера медиаоперы Love Letters, основанной на письмах мексиканской художницы Фриды Кало. Композитор Гамма Скупинский, прежде советский, а теперь голливудский, завернул классический жанр в современную упаковку: здесь нет симфонического оркестра и декораций, зато есть мощные колонки и видеопроекция. Такую оперу будут слушать на Марсе, уверен автор. Но если думать о ближайшем будущем - после Петербурга оперу покажут в Москве и Казани.

    Главную и единственную партию исполняет лос-анджелесская певица Корил Прочноу. Фрида рассказывает об аварии, изменившей ее судьбу, вспоминает первую несчастную любовь и страдает из-за развода с художником Диего Риверой. Дальше - успех ее выставки в Париже, жизнь в Штатах, отчаяние от нескончаемых больничных коек. Все монологи художницы - отрывки из ее писем и дневников, эмоциональных и яростных. Певица Прочноу даже тарелки бьет. А на экране позади нее видеохроники из жизни Фриды, фото и картины. О том, как опера ужилась с современными технологиями, "РГ" рассказал композитор Гамма Скупинский.

    Перед премьерой вы заметили, что Love Letters - лишь часть большой оперы...

    Гамма Скупинский: Да, это финал оперы-исповеди, которая состоит из трех историй. Фрида Кало является заключительным актом, а первая и вторая части посвящены Чарльзу Буковски и Стиву Джобсу.

    Почему вы выбрали именно этих персонажей?

    Гамма Скупинский: Мы видим произведения искусства, не всегда обращая внимание на личность, которая за ними стоит. А это часто личности героически-ненормальные, их биографии способны потрясти. Та же Фрида была прошита насквозь рельсой троллейбуса в результате аварии, а было ей всего восемнадцать лет! Потеряла все, о чем мечтала, но стала художницей. А Стив Джобс, который своими идеями поменял мир? Что касается Буковски, он был моим соседом в Голливуде, мы с ним покупали пиво в одном магазине. Он писал о себе, не о чем-то высокопарном, а, скажем, как пошел, взял бутылку вина, поставил на такую-то лошадь, - и это жутко интересно. При всем различии, в этих трех личностях есть что-то общее, они уживаются в одном пространстве.

    Вы несколько упростили жанр оперы...

    Гамма Скупинский: Опера исполняется не на фоне статических декораций, оркестра и дирижера. Нет ничего, что помешало бы Фриде умирать на сцене. История рассказывается на двух уровнях: визуально с помощью документальных кадров, и эмоционально - с помощью писем художницы. Вспомните "Титаник": люди тонут, а у них там симфонический оркестр играет, за кадром Селин Дион поет. Люди научились воспринимать такое соединение. Мы с этим решили поэкспериментировать и получили новый вид оперы.

    По-вашему, он приживется?

    Гамма Скупинский: Мы собираемся в 2030 году отправить людей на Марс. Послать туда сто человек оркестра и исполнить "Кармен" невозможно. А вот такое - вполне. Этот замысел имеет будущее, особенно в нашем стремительно меняющемся мире.

    Поделиться