Вертолеты Ка-52 и Ми-28Н доказали свою эффективность в Сирии
Это первое совместное применение новейших российских боевых винтокрылых машин. В прошлом году Ми-28Н неплохо отметились в Ираке. Но то были "Ночные охотники", приобретенные Багдадом для своих вооруженных сил. А сейчас воюют вертолеты российских Воздушно-космических сил, которые базируются на базе Хмеймим.
Еще в прошлом году для защиты базы на нее перебросили Ми-24 и Ми-35, известные под неофициальным именем "Крокодил". Эти вертолеты совершали регулярное патрулирование в окрестностях Хмеймим, не подпуская к ней вооруженных боевиков. Участвовали они и в поисково-спасательной операции, когда турки сбили наш бомбардировщик Су-24М.
В новом году в Сирии появились Ка-52 "Аллигатор" и Ми-28Н "Ночной охотник". Ми-28Н участвовал в боях за Пальмиру, поддерживая с воздуха наступающую армию Дамаска. "Аллигаторы" включились в военную операцию против ИГИЛ (организации, запрещенной в России) буквально на днях.
Что сближает эти вертолеты, в чем их сильные стороны и чем они отличаются?
Ми-28Н иногда сравнивают с американским ударным вертолетом АН-64 "Апач". Внешне они чем-то похожи. Но наш вертолет, можно сказать, более боевой. Он проще и надежнее в эксплуатации. Имеет хорошее бронирование, защищающее экипаж от огня крупнокалиберных пулеметов противника. Оснащен гораздо более мощной, чем американский "индеец", 30 мм пушкой 2А42 с дальностью стрельбы 4 км. Способен нести фугасные бомбы, неуправляемые реактивные снаряды и управляемые высокоточные сверхзвуковые ракеты "Атака-В", стреляющие на дистанцию 6 км. Возможно, в Сирии будут испытаны и новейшие "Атака-Д" с дальностью полета ракеты 10 км.
"Атаки" проектировались знаменитым конструктором Сергеем Непобедимым. Сегодня они продолжают оставаться одними из лучших в мире по точности наведения и мощи боевой части.
В Сети уже есть кадры успешного поражения в Сирии малоразмерных целей ракетами "Атака-В", пускавшимися с Ми-28Н.
Ка-52 "Аллигатор" по боевым характеристикам схож с "Ночным охотником", но у него есть и свои отличия. В частности, его управляемые ракеты "Вихрь" несколько мощнее "Атак". Кроме того, это вертолет соосной схемы, что гарантирует ему лучшие динамичные характеристики. У него более высокая скороподъемность, он может зависать на большей высоте и активно маневрировать в плоскости.
Правда, бронирование у Ка-52 несколько слабее, чем у Ми-28Н. Зато экипаж имеет катапультные кресла, позволяющие покидать аварийную машину с любой высоты, даже с земли. Кстати, это единственный вертолет в мире с катапультными креслами.
Вертолет оснащен мощным радарным комплексом и очень современной оптико-электронной системой управления огнем. На Ка-52 установлена также оптико-электронная система защиты от ударов наземных зенитных ракет с инфракрасной головкой наведения. Система называется "Витебск". Она определяет пуск ракеты, предположим, комплекса "Стингер", включает оптическую систему подавления, в которую входят и лазерные комплексы. Вокруг вертолета создается своеобразная защитная пелена. Инфракрасная головка наведения просто теряет цель, и ракета уходит на самоуничтожение. Ни один боевой вертолет, выпускаемый в США или Западной Европе, похожих систем защиты пока не имеет.
Однако как бы хороши и грозны не были винтокрылые машины, они уязвимы для ПВО. На Ка-52 и Ми-28Н уже началась охота. За уничтожение любого из них обещаны баснословные награды. Защитить вертолеты может тактика их применения.
Их не используют для свободного поиска и уничтожения вражеских целей, так как в этом случае есть риск напороться на зенитную засаду. Цели для Ка-52 и Ми-28Н ищут разведчики с использованием беспилотников и даже спутников. Маршруты полетов также прокладываются с учетом данных воздушной и космической разведки. "Аллигаторам" и "Ночным охотникам" остается лишь появиться на короткий промежуток времени в обозначенном квадрате, нанести разящий удар и сразу исчезнуть. А летают наши боевые вертолеты быстро и почти незаметно.