Встревоженная, она первым делом сообщила, что Генри в результате эксперимента потерял память и превратился в получеловека-полукиборга. При этом назвалась его женой и попросила поспешить, поскольку вот-вот в лабораторию ворвутся вооруженные люди, которые хотят уничтожить Генри. Спустя минуту в лаборатории и впрямь появятся головорезы под предводительством Акана ( которого сыграл рекордно востребованный в кино Данила Козловский, на этот раз превращенный в длинноволосого блондина с замысловатым гримом). Обнаруживший в себе недюжинные способности Генри с легкостью отбивает атаку, однако в процессе кровопролитного боя Акан похищает Эстель и ретируется на улицы летней Москвы, которая в последующие полтора часа станет площадкой для самых разнообразных экшен-сцен, снятых в стилистике популярных компьютерных игр.
Дебютный проект молодого режиссера Ильи Найшуллера спродюсировал Тимур Бекмамбетов, который семимильными шагами идет к тому, чтобы называться "русским Люком Бессоном" - "Хардкор" станет первым российским фильмом, который выйдет в широкий прокат в полутора десятках стран, включая США и Великобританию. Уже само это говорит и о профессиональном уровне картины, и о масштабе проделанной работы - никаких сомнений ни то, ни другое не вызывают. "Хардкор" - лихо придуманный аттракцион, который не дает зрителю заскучать вплоть до финальных титров. Тут много смелых, неочевидных, но работающих находок. Самая главная - пресловутая субъективная камера, благодаря которой весь фильм зритель видит глазами его главного героя. Фильмы, целиком снятые таким образом, в истории кино уже случались - первым опытом стал нуар Роберта Монтгомери "Леди в озере" в далеком 1947 году. Однако никогда еще субъективная камера не превращалась в глаза аудитории в самом буквальном смысле. Хитрость "Хардкора" в том, что главный герой тут максимально обезличен - мы не только не видим его лица, но даже голоса ни разу за весь фильм не услышим. И этот остроумный ход работает у Найшуллера сразу на нескольких уровнях.
В первую очередь речь, конечно, о физических механизмах восприятия. Такая манера съемки лучше всякого 3D позволяет зрителям очутиться внутри картины и испытать прилив адреналина; благо, происходящая на экране мясорубка этому способствует. Но не менее важен и смысловой уровень. "Хардкор" - еще и киберпанк на вечнозеленую тему с вопросами вроде "что делает человека человеком?", "могут ли фальшивые воспоминания превратить клона в личность?". Эти вопросы, известные по хорошей философской кинофантастике в диапазоне от "Бегущего по лезвию" Ридли Скотта до "Луны 2112" Данкана Джонса, всплывают в финале "Хардкора". Отсутствие у Генри личности в данном случае придает истории и иронический оттенок, и дополнительный объем.
Однако есть у "Хардкора" и "другая сторона медали", не позволяющая автору этих строк присоединиться к безоговорочным похвалам фильму Найшуллера, которые сейчас сыпятся на фильм как из рога изобилия. При всей технической изощренности и формальном великолепии "Хардкор", увы, так и не выходит за рамки добротного и удачного, но все-таки фильма категории "Б". Тут так много циничного насилия и сцен погонь, что в какой-то момент не прекращающееся ни на секунду кровопролитие начинает откровенно утомлять. И к третьему акту ты уже ловишь себя на мысли, что окончательно потерял нить - кто за кем гонится, кто в кого стреляет и зачем все это нужно. Тут есть много бесстыдно круто сделанных эпизодов, которые никак не двигают действие - это крутость ради крутости.
В этом смысле "Хардкор" - прямой наследник и ровня таким картинам, как "Пристрели их" Майкла Дэвиса и "Адреналин 2" Марка Невелдайна и Брайана Тейлора, которые также работали на поле "чистого боевика". Они могли вызвать тинейджерский восторг, но всегда упирались в собственные формальные рамки, которые не позволили им стать не одноразовым развлечением, а чем-то большим.
Есть, впрочем, серьезные подозрения, что режиссерский арсенал Ильи Найшуллера куда богаче показанного в "Хардкоре" - поэтому в данном случае отрадно, что у нас появился еще один режиссер, за которым интересно следить.