Игорь Масленников: Сегодня зритель приучен Голливудом к аттракционам
Игорь Федорович, после фильма "Банкрот", вышедшего в 2009-м, вы сказали: "Всё! Больше снимать не буду..." Что заставило вас изменить решение?
Игорь Масленников: Конечно, хочется снимать! Я не в состоянии расстаться с кино, все время в этом деле варюсь, ведь я преподаю. Хочу не хочу, но продолжаю жить кинематографом, тем, что вокруг нас. Летом мы - студия "Троицкий мост" (я ее худрук) и мои ученики - хотим снять фильм "Зимняя вишня-2016". Я написал сценарий, все готово, дело только за деньгами. Нас поддержали молодые продюсеры, посоветовав обратиться к краудфандингу. У государства денег не просим - времени жалко. Я ведь знаю, как это будет: нас поставят в план на какой-нибудь 2018 год, надо будет питчинги пройти... А мне скоро 85 лет. Я хочу сам снять кино.
В прошлом году исполнилось 30 лет "Зимней вишне", 25 лет - "Зимней вишне-2" и 20 лет - третьей картине. Интересно, что каждые пять лет вы возвращались к этому фильму...
Игорь Масленников: Смотрите, что интересно. Первая "Вишня" - это еще Советский Союз. Вторая - ельцинско-горбачевский кризис, безвременье. Наша героиня выходит замуж за иностранца и уезжает вместе с ребенком в Америку. Третья "Вишня" - новые времена, новая страна. На дворе уже XXI век, правят бал новые ценности - деньги, недвижимость... Находящаяся в Америке Ольга (Елена Сафонова) покупает Вадиму Дашкову (Виталий Соломин) дом во Франции. Они уезжают во Францию и 20 лет там живут. Выросли дети, населявшие наши фильмы. Старший сын Антон - абсолютный американец, профессор, преподает в Гарварде. Он приезжает в Петербург на международный симпозиум астрофизиков. Получилась "фамильная сага". Есть что вспомнить, рассказать.
Вы задумали снять полный метр или мини-сериал?
Игорь Масленников: Нынешний зритель не любит большие формы. Голливуд приучил подростков (а именно они приносят деньги кино) к аттракционам. Поэтому у меня родилось 4-серийное решение, в котором присутствуют - как напоминание - важные отрывки из старых фильмов. Такая мозаика под названием "Зимняя вишня-2016". Финал фамильной саги. Там есть острый сюжет, связанный с недвижимостью, кипят страсти вокруг продажи французского дома, американской квартиры. Мне кажется, может получиться занятное кино. Когда будет готов весь материал, я смонтирую полуторачасовую картину для кинотеатров.
Где планируете снимать?
Игорь Масленников: Только в Петербурге: "Толстовский дом" (бывший доходный), Морской порт, Петропавловская крепость, Дом книги на Невском, Сытный рынок, площадь Искусств... Никаких декораций, шитья костюмов. Сегодняшний день.
Как актеры отнеслись к предложению сняться в новой "Зимней вишне"?
Игорь Масленников: Очень хорошо! Будут сниматься четверо из прежних "вишен": Елена Сафонова, Ирина Климова, Ирина Мирошниченко, Владимир Долинский. У Сафоновой практически одна сцена, но большая, важная - в финале. Я всем разослал сценарий, и многие кое-что придумали для своих ролей. Ирина Климова, например, сказала, что когда "Слоник" была с Вадимом последний раз, то явно от него забеременела. Значит, ребенку сейчас уже больше 20 лет. Так родилась тема сына, которого сыграет по предложению Елены Сафоновой ее собственный сын Саша Лабарт. Он живет в Париже, знает несколько языков, окончил актерскую школу. Володя Долинский предложил на роль Кати, дочери Ольги и Вадима, которой уже 29 лет (помните, как в "Зимней вишне-2" трехлетнюю девочку нес на руках Соломин?), свою дочь Полину. Мы все заинтересованы продолжить это дело, и оно превратилось в "семейный подряд".
Многие из нашей старой команды войдут в новый проект. С нами художник Наталия Кочергина. Используем прекрасную музыку Владимира Дашкевича, она есть в фонотеке "Ленфильма". И моя дочь Катя, звукорежиссер, будет помогать.
Вы смотрите новинки российского кинематографа, в курсе того, что выходит на экраны?
Игорь Масленников: Очень мало, только то, что мне приносят ребята на дисках, советуют посмотреть. А когда я начинаю делать кино, то ничего не смотрю, это просто мешает - моим замыслам, моему видению кинопроцесса.