Первым о трудных погодных условиях экипаж проинформировал диспетчер аэропорта Минска. Он вышел на связь с Ту-154М, на борту которого находилась польская правительственная делегация во главе с президентом Лехом Качиньским, и сообщил, что в районе аэродрома Смоленск-Северный сильный туман, видимость составляет 400 метров. Для пилотов это стало неожиданностью. "Чтоооо?!", - удивился второй пилот. Штурман нецензурно выругался, командир экипажа с возмущением воскликнул: "Эта наша метеослужба!". Несмотря на то, что в таких условиях самолет садиться не должен, они продолжили полет.
Спустя несколько минут на связь с правительственным бортом вышел диспетчер из Смоленска. Единственный член экипажа, понимающий по-русски, командир Аркадиуш Протасюк сообщил, сколько у него топлива и какие запасные аэродромы предусмотрены. Затем в наушниках послышался голос пилота польского Як-40, которому незадолго до этого удалось благополучно приземлиться в Смоленске. Именно от него за 16 минут до катастрофы экипаж получил первое серьезное предостережение: "Вообще, здесь полный кошмар. Нам удалось сесть в последний момент. Скажу честно, можете попробовать. Но если не получится со второго раза, я предлагаю вам лететь в Москву или еще куда-то".
После обсуждения полученной информации пилоты Ту-154 пришли к выводу, что сесть в Смоленске они не смогут. Они сообщили директору диппротокола МИД Польши Мариушу Казане, что попытаются сделать подход, "но скорее всего из этого ничего не получится".
"Будем пытаться до достижения результата", - ответил директор. В течение всего полета в кабине пилота постоянно находились посторонние люди. В самом конце полета командующий ВВС Анджей Бласик, несмотря на то, что, согласно нормам, Ту-154М может совершать посадку только при видимости 1,5 тысячи метров, призвал экипаж садиться.
Напомним, что год назад в распоряжение польских СМИ попала стенограмма переговоров, на которой отражено на 30 процентов больше слов, чем в имевшихся до этих пор и в Польше, и в России версиях. Это стало возможным благодаря тому, что в феврале были сделаны новые копии данных "черных ящиков" с применением более точного оборудования. Полученные данные подтверждали вывод Межгосударственного авиационного комитета, который в январе 2011 года установил, что крушение произошло в результате действий экипажа, который в условиях психологического давления принял решение посадить самолет в неблагоприятных погодных условиях.
Из этой стенограммы следовало, что весь экипаж отдавал себе отчет в том, что правительственная делегация должна в назначенное время прибыть на траурные мероприятия, посвященные 70-й годовщине расстрела польских офицеров в Катынском лесу. В стенограмме приведен разговор встревоженных членов экипажа.
Аркадиуш Протасюк обращался к старшему бортпроводнику: "Бася, невесело, вышел туман. Неизвестно, сядем ли мы".
"Да? - переспрашивала женщина. - Они не успеют!"
"Извини", - ответил командир. "Они должны там быть!" - говорила бортпроводница или кто-то еще в кабине пилота.
"А если не сядем, то что?" - спрашивало третье лицо.
"Команды нету", - отмечал кто-то из посторонних в кабине.
"Тогда отходим", - предлагал второй пилот.
"Подождем полчаса, у нас нет времени", - решил командир.
"Пару-то будет!" - предположил штурман.
"Этого не простят", - подытожил второй пилот.
За десять минут до трагедии директор диппротокола сообщил экипажу: "Еще нет решения президента, что делать дальше". За пять минут до катастрофы генерал Бласик повторил вслед за дипломатом: "Мы должны это делать, пока не получится".
"Вот именно!" - повторило с нажимом некое третье лицо.
После первого сигнала TERRAIN AHEAD (опасное сближение с землей) глава ВВС на высоте 300 метров успокаивал пилота: "Уместишься, смелее!".
За полминуты до трагедии кто-то из членов экипажа сказал: "Это не удастся".
10 апреля 2010 года при заходе на посадку на аэродром "Смоленск-Северный" Ту-154 разбился. Погибли 96 человек - восемь членов экипажа и 88 пассажиров, в том числе президент Лех Качиньский, его супруга Мария и часть руководства страны. 12 января 2011 года Межгосударственный авиационный комитет обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения было признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.