Меню

Броневик у Финляндского вокзала

Его стальные "братья" участвовали в Брусиловском прорыве, а ему выпало стать объектом "войны" псевдошоферов

7 ноября 1926 года в Ленинграде на площади у Финляндского вокзала открыли нетипичный памятник Ленину. В конкурсе победил проект архитекторов Владимира Щуко, Владимира Гельфрейха и скульптора Сергея Евсеева, которые изобразили вождя мирового пролетариата, выступающим с башни броневика.

Бронеавтомобиль фирмы "Остин" был обречен стать одним из символов революции. Но российской истории он запомнился не только на митингах.


Воин

"Остины" заказывались в Великобритании, а модернизировались в России. И стали самыми массовыми бронемашинами русской армии в годы Первой мировой войны. Их команды формировались из добровольцев - больно рискованной была служба. Машины открывали огонь, лишь подъехав почти вплотную к позициям противника. Артиллерийские снаряды легко прошивали броню...

Бронемашины участвовали в знаменитом Брусиловском прорыве и многих других операциях. Сохранилось немало описаний подвигов, совершенных отважными экипажами. Одним из героев Первой мировой стал полковник Александр Добржанский, успешно применявший бронеавтомобили в засадах...

Вспомним добрым словом и забытых героев Первой мировой, и броневик с Финляндского вокзала - пусть он и не участвовал в боях. У него героическая родословная. Непридуманная!


Легенда

А вот мифов о самом ленинском броневике - с избытком. Достоверно известно, что к встрече вернувшегося из эмиграции лидера большевиков в ночь с 3 на 4 апреля 1917 года его соратник Николай Подвойский решил устроить демонстрацию силы сторонников партии. Чтобы встречали вождя матросы, солдаты и - непременно - военная техника. Поскольку заполучить боевые машины было проблематично, под видом испытаний раздобыли учебную из броневого дивизиона в Михайловском манеже. В отличие от боевых она не имела названия, а числилась под номером "2" в запасной бронероте.

По свидетельствам очевидцев, Ленина внесли на руках на крышу машины. Со временем появилась легенда, что вождь забрался туда самостоятельно, а после выступления отправился на броневике в особняк Кшесинской, штаб большевиков, периодически останавливаясь для новых зажигательных речей. Шофер Василий Федоров позднее утверждал, что броневик участвовал в штурме Зимнего, причем на переднем руле имеет повреждение от юнкерской пули...

Известно, что машина охраняла Ленина и его соратников в Смольном. А в 1919 году, когда на Петроград наступали войска Юденича, "Враг капитала" (так назвали броневик после революции) принимал участие в боях под Пулково, Красным Селом и Ямбургом. В 1922 году броневик передали гарнизону Петропавловской крепости, и он затерялся. И только в 1927 году, к 10-летию революции, о нем вспомнили вновь. Начались поиски, в которых участвовали ветераны событий, архивисты, музейщики. Был собран огромный материал, но саму машину нашли только через двенадцать лет в Сосновке на Выборгской стороне на заброшенном складе Осоавиахима.


Экспонат

Опознали символ революции по нескольким признакам - бронеавтомобиль имел наружные фары, которых не было у других машин, а также башни, установленные с искривлением, и два руля для переднего и заднего хода. На переднем отыскался и пресловутый след от юнкерской пули, а позднее под слоем краски криминалисты обнаружили цифру "2".

Старые большевики, впрочем, считали рассказы шофера Федорова вымыслом, а его самого самозванцем. За статус ленинского броневодителя развернулась настоящая борьба. А специалисты осторожно сомневались, что Ленин мог выступать с найденного броневика, поскольку машину построили на Путиловском заводе в августе 1919го...

Отреставрированный броневик разместили во дворе Музея революции - бывшего особняка Кшесинской. Позднее революционный "Остин" переехал к музею Ленина в Мраморном дворце. Ныне он украшает экспозицию Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге.

ВОПРОС РЕБРОМ

Что же сказал Ильич с броневика?

Подлинная речь Ленина очевидцам не запомнилась. Журналист-революционер Константин Еремеев вспоминал: "Я стоял вблизи, у самого броневика. Я хорошо видел оратора и отчетливо слышал его слова. Но в памяти у меня нет его слов. Я их забыл - я помню многое из позднейших речей Ильича, помню дословно ряд выражений, слышанных в другой обстановке. Но этой первой речи я не помню - думаю, что и никто не помнит".

Позднее речь, которую никто не запомнил, назвали "знаменитой". Со временем сложилась "каноническая" версия - Ленин завершил выступление словами: "Да здравствует социалистическая революция!". А в 1926 году на пьедестале памятника у Финляндского вокзала эту фразу выбили в другой редакции: "...и да здравствует социалистическая революция во всем мире!"

ВЗГЛЯД ПОЭТА

Броневик

Эта ночь была непроста,-
В ней родился победы клич!
Броневик у вокзала встал,
И с него говорил Ильич!

И казалось ему самому:
Броневик лишь сигнала ждет -
Будто сам подставил ему
Броневое плечо народ.

Черной ночью, от искр рябой
Изменялся города лик,
Человеческий шел прибой,
Унося с собой броневик.

В алых блесках факельных пен
Человечеству нес привет,
Бурю нес больших перемен,
Всей земле - неведомый свет.

В море лет тот прибой не стих,
До сих пор он в сердцах звучит,
Жив и отблеск волн огневых,
Броневик в апрельской ночи.

А теперь он стоит суров,
Как исполнивший долг боец,
И не нужно высоких слов,
И не нужен красок багрец.

Пусть на нем играет заря
Молчаливо и горячо,
Только шапку сними, смотря
На его седое плечо!

Николай Тихонов

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Мощность двигателя - 50 л.с.

Масса - 5,3 т.

Вооружение - два 7,62мм пулемета "Максим".

Толщина брони - 4,5-7 мм.

Скорость по шоссе - до 50 км/ч.

Экипаж - 4 человека.

Всего изготовлено машин различных модификаций (1914-1919 годы) - около 250.


 

Похожие материалы

Материалы рубрики