Массово же они стали ездить на море только в так называемую эпоху застоя. Это было связано с повышением уровня жизни в стране, а особенно - с появлением денег у селян. Зажиточные кубанские колхозы получили тогда возможность отправлять отличившихся тружеников на отдых и санаторно-курортное лечение.
- А изначально запорожские и донские казаки воспринимали море как чужое пространство, пригодное для практической и военной деятельности, - рассказывает сотрудник научно-исследовательского центра традиционной культуры Кубанского казачьего хора Игорь Васильев. - Ведь известно, что они совершали морские набеги на своих противников-турок. А казаки, поселившиеся в Приазовье, занимались рыбным промыслом.
Но, по словам Васильева, со временем служивые люди включились в основание курортного дела на Кубани. В 1860-х годах старший врач екатеринодарского войскового госпиталя Мечислав Рымашевский руководил обследованием минеральных источников станицы Ключевой (ныне город Горячий Ключ). В 1864 году здесь была построена лечебница.
Одним из первых опробовал здешнюю воду участник Кавказской и Крымской войн Иван Попко. Именно в это время он назначается сюда командиром Псекупского полка. Его подразделения как раз и располагались во многих вновь создаваемых станицах Прикубанья.
Джанхот, небольшой населенный пункт близ Геленджика, куда сейчас приезжают тысячи отдыхающих, основал потомственный казак Федор Щербина. Здесь он занимался виноделием, организовал купальни, открыл библиотеку, ботанический сад и один из первых терренкуров - тропу для оздоровительных прогулок. Именно на курорте Щербина писал свою знаменитую "Историю Кубанского казачьего войска".
Правда, окрестные места отдыха и лечения в ту эпоху были доступны преимущественно для верхушки среднего класса (элита предпочитала отдыхать за рубежом) и интеллигенции.
А вот основным видом отдыха в кубанских станицах были гулянья на календарные и религиозные праздники.