Летающий цирк Данилы Козловского

Рецензии
    21.04.2016, 15:50
Молодой и одаренный пилот Алексей Гущин покидает военную авиацию с "волчьим билетом" после того, как чуть не убивает двух рыбаков сброшенным из люка автомобилем. Выгоняют его, к слову, не за эксперимент по превращению грузового воздушного судна в бомбардировщик, а за неподчинение коррумпированному начальству. Так или иначе, Гущин не унывает, а, предварительно покочевряжившись для виду, едет в Москву к отцу, уважаемому авиаконструктору. Тот, тоже для виду немного поломавшись (семейное это у них), звонит знакомому владельцу компании-перевозчика, - и вот наш Гущин снова за штурвалом.

Создатели "Экипажа" в один голос рьяно уверяют, что их кино - совсем не ремейк. И это действительно совсем не ремейк. Скорее, что-то среднее между отражением в кривом зеркале и проявлением карго-культа. Оригинальный фильм-катастрофа "Экипаж", напомним, состоял из двух серий: производственной мелодрамы и самой катастрофы. "Неремейк", не поверите, тоже фактически состоит из двух частей.

Центральная тема первой части - уже практически фольклорный мотив из полицейских бадди-муви второй половины XX века, переписанный для иной профессии. Матерый угрюмый ветеран получает в напарники "зеленого" салагу, который "не любит играть по правилам". Ветеран поначалу всячески проявляет свое недовольство присутствием дерзкого новичка, но потом узнает в нем себя 20-летней давности, и в конце, взявшись за руки, они уходят в закат. То есть в "Аэрофлот". Да, в "неремейке" есть даже свой "строгий шеф". Ну, знаете, он еще где-то в середине фильма отстраняет обоих от расследования (в данном случае - от полетов), потому что они "действовали не по инструкции".

Естественно, никуда без романтики. Поэтому у Гущина образуется любовный интерес в лице женщины-пилота. Феминизм в мировом кинематографе нынче актуален, так что это не просто женщина-пилот, а женщина, отважно выбравшая мужское призвание, из-за чего перманентно терпит дискриминацию. Впрочем, кроме как в ее словах, эта дискриминация почему-то нигде не проявляется. Вернее, проявляется, но терпит ее парень-стюард - не мужицкое это, дескать, дело.

Побочный сюжет со стороны второй половины тандема летчиков - семейный ситком вроде тех, что крутят денно и нощно по каналам из трех букв. У Георгия Жженова в том "Экипаже" была беспутная дочь, а в этом у Владимира Машкова - сын, балбес и адепт ЗОЖ, соблазняющий своим рельефным торсом замужнюю дородную тетеньку во время занятий по английскому.

И раз уж речь зашла о различиях двух картин, есть смысл остановиться на них поподробнее. Автор "неремейка" Николай Лебедев проделал, видимо, очень большой объем работы, разбирая оригинальный материал на элементы и заменяя их так, чтобы получилось вроде бы такое же, но "с перламутровыми пуговицами". У Митты был эпизод с терактом в Японии? У нас будет переворот в Африке. У Митты главгероиня стюардесса - пойдет, значит, на повышение, будет пилотом. Землетрясение в Грузии вызывало селевые потоки - придумаем остров-вулкан и зальем все лавой. И так далее. При этом сцена разрушения аэропорта переснята чуть ли не покадрово, включая столкновение самолета со зданием терминала и взрыв при взлете другого самолета.

Зато самолетов, взлетающих успешно, не один, а сразу два. И если вам казалось, что ползающие по обшивке Ненароков и Скворцов - это фантастическая ахинея, то приготовьтесь: Гущин и компания покажут уморительнейший "Цирк дю солей" со смертельными номерами и всякими нарисованными на компьютере красотами.

Отрадно, что как раз таки нарисованного в "Экипаже" не так много, летательные аппараты взрываются хоть и исключительно избирательно, но очень эффектно и по-всамделишному. Но опять же, сколь бы ни была хороша визуально вторая половина фильма, впечатление портят эпизодические персонажи - пассажиры и сотрудники аэропорта, которые должны поддерживать напряжение, но на деле только раздражают. Особенно это касается Александры Яковлевой, некогда блиставшей на весь Советский Союз голой грудью, но, похоже, растерявшей все таланты за долгие 13 лет без кинематографа - ее мимолетное камео вызывает боль почти на физическом уровне.

Не сравнивать два "Экипажа" очень трудно, кто бы там что ни говорил, и сравнение будет в любом случае не в пользу последнего, причем дело даже не во вторичности. Фильм 1979 года тоже ведь не на пустом месте возник: в 1970-м вышел "Аэропорт", крайне успешная экранизация романа Артура Хейли, породившая три сиквела и целый поджанр. Но даже если рассматривать работу Александра Митты как "наш ответ", то ответ этот был более чем достойный. Картина Николая Лебедева в таком свете - уже дважды вторична, однако и это еще не приговор. Все-таки надо признать, что попытка снять голливудского размаха блокбастер не безнадежно плоха - именно как попытка. Но, как завещал нам великий магистр Йода, не пытаться надо, а делать. Или не делать.

2.0

Добавьте RG.RU 
в избранные источники