Австралийские ученые выяснили, почему в старости животные и люди теряют способность учиться чему-то новому.
Оказывается, все дело в ослаблении цепочек нейронов в так называемом полосатом теле мозга, отвечающем за мотивацию при поиске решения новых проблем.
Ученые сделали это открытие в ходе экспериментов с участием лабораторных мышей молодого и пожилого возраста. Животным предоставили возможность получать несладкий корм и сладкую пищу, для чего им надо было нажимать на специальные рычаги кормушки. С этой задачей прекрасно справлялись все подопытные.
Однако затем режим работы кормушки менялся - чтобы получить сладкую еду, мышам нужно было нажать на рычаг не один, а два раза, что создавало два конфликтующих "алгоритма" решения проблемы в мозге животных. Как показали наблюдения, у старых мышей при этом начали возникать проблемы. Они попеременно дергали рычаги, получая и сладкие, и пресные кусочки еды, и не могли понять, какой из алгоритмов их включения правильный.
Исследователи сравнили работу мозгу подопытных и обнаружили у старых особей ослабление связи между двумя различными типами нейронов в полосатом теле, отвечающем за формирование условных рефлексов, мотивацию и сложное поведение. Нарушение в работе этой нейронной цепочки вызывало потерю мотивации к поиску новых решений и способности выбирать один из нескольких вариантов путей добычи пищи, пишет РИА Новости.
Когда исследователи искусственно повредили ту же самою нейронную цепочку у молодых мышей, у этих грызунов также начали возникать проблемы с мотивацией и выбором решений.
В новых исследованиях ученые попытаются выяснить, можно ли как-то предотвратить ослабление и разрушение этой цепочки нейронов.
"Сейчас нам крайне важно добиться того, чтобы потеря мотивации начала считаться полноценным заболеванием, и мы должны научиться применять стратегии для борьбы с ней в самом раннем возрасте для того, чтобы предотвратить их развитие в старости", - говорит автор исследования Хесус Бертран-Гонсалес из университета Куинсленда в Брисбене.