В апреле начал действовать запрет Международной организации гражданской авиации (ИКАО) на провоз аккумуляторов в багаже. Каких именно аккумуляторов это касается, каким аэропортам разрешили снять ограничения на провоз жидкостей, а также о новых технологиях безопасности, рассказал на "горячей линии" с читателями "Российской газеты" заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора) Владимир Черток.
Владимир Борисович, почему ввели запрет на аккумуляторы?
Владимир Черток: Была большая проблема у одной авиакомпании, когда во время полета загорелись перевозимые в багажном отсеке аккумуляторы. И это был не единичный случай. Но сейчас аккумуляторы в телефонах, ноутбуках и планшетах стали делать с учетом прошлых ошибок.
Так можно телефоны и компьютеры сдавать в багаж?
Владимир Черток: Пока никаких ограничений в перевозке портативных средств нет. Серьезные проблемы были связаны с перевозкой больших литиевых аккумуляторов - автомобильных, авиационных и других.
Поэтому ограничения введены ИКАО на перевозку литиевых аккумуляторов в качестве груза на пассажирских воздушных судах, а также введены дополнительные требования при перевозке их в качестве груза на грузовых воздушных судах. Но запрет не относится к литиевым аккумуляторам, содержащимся в оборудовании, перевозимом пассажирами или экипажем.
Если ваши электронные устройства окажутся в багаже, то главное, чтобы они были отключены. Если же вы их решили взять в ручную кладь, тогда на предполетном досмотре их стоит оставить включенными, так сотрудники авиабезопасности смогут проверить их исправность.
Не так давно говорили, что вроде отменят ограничение на пронос на борт самолета жидкостей, что не будет жестких ограничений.
Владимир Черток: Буквально две недели назад в ИКАО было заседание экспертов, я на нем присутствовал.
Приняли решение, что те аэропорты, у которых есть средства контроля опасности жидкостей в ручной клади, могут снять ограничения по ее объему при проносе на борт.
Неужели есть устройства, которые позволяют определить, что за жидкость?
Владимир Черток: Есть уникальное устройство, уже сертифицированное в России, даже бутылку не надо открывать. Прислоняют к ней с наружной стороны и определяют, что там жидкость не взрыво- и не пожароопасная.
А коньяк можно будет пронести? Это особенная радость. Когда страшно летать, коньячку примешь, на душе полегче.
Владимир Черток: Вот здесь я бы хотел вас попросить быть более осторожными. Я объясню, почему. Потому что та рюмочка, которую вы пьете на земле, в полете превратится в три или четыре по эффекту воздействия.
На высоте есть гипоксия. То есть когда самолет набирает высоту, это практически как будто вы взбираетесь на гору километра два высотой. Может быть, чуть-чуть выше. Вот когда по ушам давит, наверное, вы это ощущаете, это как раз идет изменение давления в кабине. И фактически считайте, что вы забрались на гору в два километра, и там выпили эту рюмочку. Наверное, воздействие другое будет, да? Вы обратите на это внимание. Нужно или дозу резко снизить, или лучше воздержаться. А, в принципе, я вам могу сказать, что вы не бойтесь, потому что по всем международным данным авиация - самый безопасный вид транспорта.
А когда девушек перестанут просить снимать босоножки на платформе?
Владимир Черток: Да, уже есть разработанные технические средства, которые позволяют определить, нет ли вложений в обуви. Вы, наверное, обратили внимание, что сейчас не всю обувь заставляют снимать, ту, что на тонкой подошве, можно оставить во время предполетного досмотра. Вопрос в оснащении аэропортов специальной техникой. Например, во время Олимпиады в Сочи уже использовалось такое российское оборудование типа "Ратиопластина".
Ситуация сейчас такова, что террористическая угроза в отношении воздушных перевозок может усиливаться. Нужно ли ждать от ИКАО новых мер, например, шнурки доставать из ботинок, что-нибудь еще?
Владимир Черток: Я полагаю, что в отношении пассажиров, скорее всего, ничего нового не будет. В чем основная идея? Мы всегда стараемся придерживаться определенного баланса. С одной стороны, ужесточение мер безопасности, так как возникают новые угрозы, а с другой стороны, это упрощение процедур для пассажиров, чтобы им тоже было удобно. Поэтому в ИКАО есть два приложения, фактически два стандарта. 17-е приложение - это безопасность, защита от актов незаконного вмешательства. И 9-е приложение - упрощение формальностей. И в этом плане ИКАО все время работает.
Что можно сказать с точки зрения упрощения формальностей? Здесь несколько направлений. Одно - чисто техническое: вводятся новые средства, с их помощью мы пытаемся упростить жизнь пассажирам. Например, электронные паспорта: уже в целом ряде стран введены технологии, когда человек не проходит пограничный досмотр, он прикладывает паспорт и, к примеру, палец для идентификации. Дальше пассажир проходит через систему автоматических устройств, там людей нет.
В каких аэропортах это есть?
Владимир Черток: Например, в Сингапуре, у них там уже выстроена эта система. Но у пассажира есть выбор, что предъявлять для идентификации: отпечаток пальца и паспорт или проходить через кабину пограничного контроля.
Что касается шнурков. Современные технические средства позволяют не снимать одежду, чтобы убедиться, что пассажир под ней ничего не прячет. Его просканировали, и он пошел дальше. Сейчас для этого используют новое устройство уже не на рентгеновских волнах, а на миллиметровых. Они безопасны, нет ограничений по проходу. Есть средства, которые позволяют сканировать и распознавать опасные предметы и вещества.
Появились и так называемые технические стенки, когда пассажир идет вдоль определенной панели и сканируется все, что он с собой несет: багаж, ручная кладь, и все, что на нем надето.
В конце концов, я думаю, мы придем к технологии, когда пассажир вообще систему безопасности в аэропорту видеть не будет. Он просто зарегистрируется на рейс, сдаст багаж и не будет проходить никаких видимых проверок. А система безопасности будет работать незаметно для него, независимо.
Как ИКАО проверяет выполнение своих требований?
Владимир Черток: В ИКАО есть две универсальные программы по контролю за обеспечением безопасности полетов и авиационной безопасности. Аудиторы ИКАО проверяют всех участников организации - 191 государство. Раз в 4-5 лет.
Россию проверяли в конце 2015 года. Есть рекомендации, мы будем их реализовывать. Но вместе с тем по итогам проверки безопасности полетов мы находимся на седьмой позиции, то есть - одно из лучших государств по безопасности полетов регулярной коммерческой авиации.
А когда в Египет полетим?
Владимир Черток: Это вопрос не очень близкой перспективы. Есть предложения со стороны России и других стран по усилению мер безопасности на территории египетских аэропортов. Они проводят определенные мероприятия по техническим средствам, по подготовке персонала. Когда будут готовы, они нас проинформируют. И тогда очередная команда наших экспертов еще раз проинспектирует, как там обстоит дело. Если увидим, что меры безопасности достаточно эффективны и приемлемы, тогда будет принято высшим руководством страны решение о возобновлении полетов. Естественно, никто рисковать жизнью и здоровьем российских граждан не будет.
Может, есть еще страны, где уровень безопасности низкий, как в Египте. Стоит туда летать?
Владимир Черток: Если по стране нет никаких ограничений или рекомендаций со стороны МИДа, то вы можете смело туда лететь.
А как определить, что человек намерен сделать что-то плохое на борту самолета?
Владимир Черток: Сейчас большое внимание уделяется так называемому профайлингу. Это контроль психологического состояния пассажира на предмет его потенциальной опасности. Он применяется везде, не только в авиации, но и на других видах транспорта. Например, человек, который вас регистрирует, задав несколько вопросов, понимает, насколько вы адекватны. Ведь чтобы сорвать полет, не обязательно иметь что-то запрещенное.
Еще есть специальный циркуляр ИКАО, наверное, ему уже лет пятнадцать, об обмене данными о пассажирах. И правоохранительные органы государств вправе проконтролировать, что это за люди, может быть, они из экстремистских организаций. И принять профилактические меры.
В Израиле специально обученный человек может подойти и вытянуть тебя из толпы, начать задавать вопросы. Например: к кому приехали? Где будете жить?
Владимир Черток: Они и у нас в аэропортах есть. Это профайлеры. Сейчас этому учится весь персонал. По некоторым признакам можно определить зомбированность человека. Может быть, он смертник?
Бывает, что профайлер проверяет и другое. Допустим, пассажир выезжал из гостиницы, кто-то помогал ему сдавать багаж. Или кто-то попросил перевезти коробочку с лекарством. Или он свои вещи выставил в коридор. Кстати, процедура профайлинга проводится не только в отношении обычных, но и VIP-пассажиров. Они порой представляют больший интерес для экстремистских организаций.
Есть еще одна очень интересная тема - ложные звонки.
Владимир Черток: Да. Заведомо ложные звонки. Теперь в Уголовный кодекс внесено изменение, и ответственность наступает с 14 лет за ложные звонки. Наказание за это теперь до двух лет тюрьмы. И таких осужденных уже несколько человек по стране. Среди них есть и влюбленные.
Я думаю, что СМИ должны объяснять населению, что это не шутки. Недавно была правительственная комиссия по линии МВД, и там обсуждался в том числе вопрос транспортной безопасности. Мы говорили, что нужно шире привлекать СМИ для объяснения гражданам, чтобы они помогали своим родным, близким, друзьям не попасть в эту ситуацию. Потому что бывает в компании: выпили, один решил позвонить. Все же это видят. Редко - он сам по себе такой умный куда-то звонит. Обычно это в веселой компании происходит.
И как определить, кто звонил?
Владимир Черток: Технические современные средства позволяют этого человека совершенно четко идентифицировать. Вы знаете: голос - это как отпечаток пальца. Он совершенно уникальный у каждого человека. Как бы он его ни скрывал, через тряпочку говорил, все что угодно придумывал, пищал детским голосом.
У нас сейчас везде стоят средства записи. Записали ложный вызов, звонившего найдут, и он будет нести серьезную ответственность. А шуток в этом нет, ведь что такое позвонить в аэропорт или на вокзал и сказать, что там заложено взрывное устройство? Это значит, что надо эвакуировать людей. А там маленькие дети, инвалиды, больные. Кто-то летит на свадьбу, у кого-то кто-то умер. Есть случаи, когда люди попадали в больницу. Сердечный приступ из-за стресса.
Владимир Борисович, а как выявить потенциального дебошира?
Владимир Черток: За 4-5 лет количество неадекватных пассажиров в мире выросло в 20 раз. Никто не ожидал такой статистики. В принципе проблема есть. Бывают тяжелые ситуации, когда экипаж вынужден совершать вынужденную посадку, какие-то специальные действия для обеспечения безопасности полетов.
В ИКАО были приняты меры. Прошла большая дипломатическая конференция, на которой были изменены подходы к наказанию за "плохое поведение" на борту. Во-первых, это обозначили как преступление. Во-вторых, договорились гармонизировать санкции государств к этим людям. И самое главное, сейчас будут вводиться в стандарты ИКАО новые позиции, связанные с работой экипажа.
У него появятся новые полномочия?
Владимир Черток: Раньше у всех было записано, что неадекватный пассажир обязан выполнять требования командира воздушного судна. Что это значит? Командир должен бросить штурвал, пойти в салон, сказать ему: слушай, перестань дебоширить, после чего бузотер может начать драться и с командиром. А кто будет сажать воздушное судно?
Теперь договорились, что любой член экипажа может дать эту команду. И неисполнение ее считается невыполнением требований экипажа (командира) на борту воздушного судна. Если же человек представляет угрозу для воздушного судна, экипаж имеет право принять любые меры. В первую очередь, обездвижить пассажира, связав его.
А если у пассажира синяки появятся?
Владимир Черток: Если на борту возникли какие-то ситуации, связанные с тем, что экипаж вынужден применить силу, то прописана позиция, что он не несет ответственности за повреждения, нанесенные пассажиру. Тема немного специфичная, двусторонняя, конечно, но в принципе правильная.
Это направлено и на защиту экипажа, потому что, к сожалению, были случаи, когда потом этот же буян судился, жаловался в суде, что члены экипажа ему связывали руки, у него синяки и чуть ли не какие-то средства ему должны выплатить. А вы понимаете, сколько стоит вынужденная посадка воздушного судна? Несколько миллионов рублей.
Надо обо всем этом предупреждать пассажиров!
Владимир Черток: Если пассажиры откроют "Правила поведения на борту воздушного судна", у нас такие же правила есть на метрополитене, на железной дороге, везде все это расписано. Что нельзя употреблять алкогольные напитки, нельзя приставать к экипажу, водителю, машинисту и так далее.
А общая позиция простая: не нарушайте правила. Ознакомьтесь с инструкцией по безопасности, которая находится у вас перед креслом. В ней фрагментарно написаны правила, как себя вести. В том числе и как размять ноги, чтобы не затекли, много других полезных советов, в том числе и правила поведения на борту. Мы договорились, чтобы в эти материалы внесли и информацию об ответственности за нарушение правил. Если вы это правило нарушили, то получите два года тюрьмы. А вот за это правило, будет пятнадцать суток ареста. То есть всё предусмотрено или Кодексом об административных правонарушениях, или уголовным законодательством. Когда просто написано: нельзя чего-то делать на борту, пассажиры не понимают, что за этим следует. А будут знать, тогда все задумаются.