28.04.2016 22:00
    Поделиться

    Лавров объяснил, почему прибалтам не стоит бояться "большого соседа"

    Москва никогда не пыталась удержать Прибалтику насильно и выступала за сотрудничество. Об этом глава МИД России Сергей Лавров рассказал в интервью шведской газете Dagens Nyheter, опубликованном в четверг.

    "Насчет того, что они "боятся своего большого соседа". Когда исчезал СССР, они провели свои референдумы и были "отпущены с миром", никто им не угрожал, - напомнил Сергей Лавров, отвечая на вопрос шведского издания об отношениях со странами Прибалтики. - Там были некоторые эксцессы, в том числе в Вильнюсе, в телецентре. До сих пор, к сожалению, людей преклонного возраста, которые ни на каких гражданских лиц не нападали, а просто защищали телецентр, выполняя приказ, таскают по литовским судам и пытаются обвинить во всех смертных грехах. Считаю, что это мелко и непорядочно".

    Глава российской дипломатии напомнил, что Советский Союз "никакой попытки удержать насильно Прибалтику не предпринимал". Однако благодарности за это со стороны прибалтов не было. Даже более того, последовали претензии на компенсации якобы за ущерб от СССР.

    "Стали говорить, что СССР их "насиловал, использовал, эксплуатировал", - отметил глава МИД России. - До сих пор больные люди выставляют какие-то счета на 185 млрд.евро, не знаю, за что. За то, что мы создали там промышленность, модернизировали их экономики, вкладывая в них на душу населения намного больше, нежели непосредственно в РСФСР? Считаю, что это люди с уже неисправимой психикой".

    Сергей Лавров также напомнил, что после обретения прибалтийскими республиками независимости они заявили о желание присоединиться к НАТО, аргументируя это некими сохранившимися с советских времен фобиями.

    "Наши отношения с НАТО в 90-е гг. развивались достаточно конструктивно, - пояснил глава МИД России. - Мы у наших натовских коллег спрашивали, зачем они хотят принимать Прибалтику. Нам отвечали, что у них (у прибалтийских стран - прим. "РГ") сохранились всякие фобии еще с советских времен и периода Первой мировой войны, когда все это начиналось. В альянсе выражали понимание, что современная Россия для них (для прибалтийских стран - прим. "РГ") никакой угрозы не представляет, но у них, мол, психология такая: их примут в НАТО и они успокоятся… но никакого успокоения не пришло, особенно к нашим литовским соседям. Более того, сейчас они являются самым агрессивным русофобским ядром, которое заставляет НАТО, используя принцип консенсуса, идти по устойчивому антироссийскому курсу".

    Кроме того Лавров отметил, что возникающие проблемы с прибалтийским государствами, в частности вопрос негражданства, Россия урегулировала исключительно дипломатическим путем.

    "Например, с Латвией и Эстонией, где огромная доля населения не получила права граждан, - сказал он. - В Литве гражданство получили все. Поэтому к литовцам у нас вообще никаких вопросов не было. Мы планировали сотрудничать, активно прорабатывали планы, в том числе по транзиту в Калининград, по совместному освоению экономических проектов. Но Литва почему-то оказалась самой русофобской страной в Балтии".

    По словам Лаврова, в отношении Латвии и Эстонии российская сторона с самого начала требовала предоставления русскоязычным людям гражданство.

    "Не потому, что это была наша прихоть, а потому, что это требование международных инструментов - соответствующих конвенций, решений ООН, Совета Европы и ОБСЕ. Нам говорили, что они члены Конвенции "О защите национальных меньшинств", - пояснил глава российской дипломатии. - Но беда в том, что она распространяется только на граждан, а русские в Латвии и Эстонии оказались в "изумительном" с точки зрения цинизма положении неграждан. Евросоюз терпит это безгражданство уже второе десятилетие XXI века".

    Говоря о проблеме неграждан в Прибалтике, Сергей Лавров отметил, что Россия требует "не каких-то надуманных вещей, а только того, что содержится в рекомендациях Совета Европы, ОБСЕ и Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации".

    "Нам постоянно говорят, что у них все хорошо - число этих неграждан сокращается, - добавил глава МИД РФ. - Но по нашей статистике это количество сокращается за счет того, что люди умирают, кто-то из них отчаялся и попросил российское гражданство, кто-то просто уехал. Темпы предоставления гражданства очень низкие".

    Поделиться