"Взорвать Гитлера": скучный фильм об удивительном подвиге

Режиссерская карьера Оливера Хиршбигеля выдалась очень неровной. Вне всякого сомнения, в Германии он работал куда успешнее ("Эксперимент", "Бункер"), чем за ее пределами. После неудачных заокеанских гастролей Хиршбигель вернулся на родину, и уже это во многих вселило оптимизм. Несколько преждевременный, как показал его новый фильм.

Картина, получившая в российском прокате довольно комичное название "Взорвать Гитлера", в оригинале называется Elser. Не очень хорошо у нас известная история Геогра Эльзера, в 1939 году едва не убившего главного злодея минувшего столетия, действительно заслуживает внимания. Гитлера спасло то, что он покинул место, где выступал, на 13 минут раньше взрыва (английская версия так и названа - 13 minutes).

Казалось бы, у драматичной биографии Эльзера есть все для того, чтобы получился увлекательный фильм. Однако Хиршбигель умудряется рассказать ее настолько прямолинейно и банально, что досмотреть ленту до конца оказывается трудно.

Начинается все с главного события в жизни героя - с установки бомбы и взрыва. Сбежать в Швейцарию Эльзер не успевает и тут же попадает в лапы гестапо. В то, что обычный плотник все провернул самостоятельно без чьей-либо помощи, следствие не верит, так что до конца фильма несостоявшегося убийцу Гитлера (и состоявшегося - восьми случайных людей) пытают самыми изощренными способами. Заканчивается все весной 1945 года - покидая Дахау при отступлении, нацисты пускают Эльзеру пулю в затылок.

Удивительно монотонную манеру повествования, конечно, никак не спасают бесчисленные флешбэки. Диву даешься, до чего неинтересным вышел в фильме процесс превращения аполитичного пацифиста в героического подпольщика. Виной всему - стремление режиссера выкрасить все в черное и белое. Злодеи-нацисты и их прихлебатели все как один из кожи вон лезут, чтобы продемонстрировать свою гнусность. Полная им противоположность - обаятельный ловелас Георг в исполнении кудлатого Кристиана Фриделя. Ярче всего эту черту фильма демонстрирует беспомощная любовная линия - Эльзер отважно сожительствует с замужней женщиной втайне от супруга - симпатизирующего нацистам скота.

Венчает конструкцию из поверхностных клише пошлейший прием - чем крепче власть НСДАП и чем больше нацистов в кадре, тем тусклее картинка (в компьютерной игре "Саботер" подобный эффект смотрелся уместно и добавлял стиля, здесь же это выглядит наивно).

Главный плюс "Взорвать Гитлера" состоит в том, что о печальном подвиге Геогра Эльзера узнают наши современники. Но трудно отделаться от мысли, что достоин он лучшего пересказа.

2.5