BBC обнародовала кадры с Камбербэтчем в роли горбуна Ричарда III
В преддверии показа трех заключительных эпизодов сериала "Пустая корона" (Тhe hollow crown) основанного на историческом цикле пьес Уильяма Шекспира, BBC опубликовала небольшой фрагмент интервью с исполнительным продюсером проекта Сэмом Мендесом и британским актером Бенедиктом Камбербэтчем, который играет герцога Глостерского в "Генрихе VII", превращающегося в деспотического монарха в "Ричарде III".
Особое внимание обращают на себя первые секунды монолога "Зима тревоги нашей позади…" ( "Now is the winter of our discontent…"), которыми открывается сама пьеса "Ричард III". Мы видим полуобнаженную фигуру горбатого монарха, донельзя натуралистичную в своем уродстве. В расширенном варианте интервью о своей работе над ролью Бенедикт Камбербэтч говорит о том, что физиологическая сторона - одна из главных составляющих актерской игры при воплощении этого образа. Этот подтекст есть в тексте пьесы, в сценарии фильма, сам монарх воспринимает все вокруг через призму своего телесного недуга, и другие, в свою очередь, дают ему различные характеристики, подчеркивая его облик. И если в театральных постановках его анатомические особенности почти всегда скрывались, то возможности кинематографа позволяют зрителю рассмотреть его тело во всех подробностях.
По словам самого актера, силиконовые накладки, прикрепленные к его спине, в самом деле выглядят пугающе правдоподобно. И с этим сложно не согласиться.
По словам Сэма Мендеса, одна из главных задач всего цикла - показать, каким образом исторический ход событий приводит к воцарению на троне деспота-детоубийцы. И заслуга Шекспира заключается именно в том, что он сумел сделать кулуарные тайны придворной жизни вопросами общественного обсуждения.
Бенедикт Камбербэтч отмечает, что возможность сыграть Ричарда III - предмет мечтаний каждого актера. Пьеса "Ричард III" - своего рода исследование феномена власти, злоупотреблений властными полномочиями, ее потенциала, выражающегося, прежде всего, в развращающей и изолирующей воле к власти. И его задачей как актера было показать причины, по которым характер Ричарда обретает столь знакомые каждому читателю зловещие черты: речь ведь идет не столько о его обиде на весь мир и бессильном гневе по поводу своей физической ущербности. Определенные люди, его окружавшие, во многом предопределили его дальнейшую судьбу, заронив в его душу злое семя.
Весь исторический цикл показывает, что власть как таковая имеет массу проявлений - как положительных, так и отрицательных. Подтверждением вневременной ценности работ Шекспира, как считает Камбербетч, служит актуальность поднятых драматургом вопросов: их частные проявления можно увидеть и сейчас, например - в глобальной проблеме выбора, стоящей перед Европой и США. И люди по-прежнему очарованы Шекспиром, четыреста лет спустя.
"С днем рождения, мир праху твоему - и при всем при этом он продолжает существовать", - таково парадоксально-обезоруживающе резюме одного из дальних родственников Ричарда III и соотечественника великого Уильяма Шекспира.