И дело не только в том, что опросы общественного мнения показывают значительное число сторонников "брексита" на Альбионе. Британские политики продемонстрировали жителям Евросоюза пример настоящей, не показушной демократии, когда поданные ее Величества на избирательных участках определят будущий путь государства. И правительству, какой бы точки зрения оно ни придерживалось, придется согласиться с этим выбором. Совсем иного подхода, как показал референдум в Нидерландах, придерживается руководство Евросоюза. После того, как голландские избиратели на плебисците недвусмысленно высказались против соглашения об ассоциации единой Европы с Украиной, в Брюсселе заявили, что договоренности с Киевом менять не будут, поскольку Евросоюз эту ассоциацию Украине давно обещал. Но, как водится, "забыл" спросить мнение жителей Европы на этот счет, по сути, засекретив большую часть положений подготовленного документа.
Еще одна причина, по которой пример "брексита" оказался мил сердцу многих европейцев - преференции, которые получил Лондон благодаря умелому шантажу брюссельских еврочиновников, осуществленному премьером Британии Дэвидом Кэмероном. Ведь де-факто Альбион больше не является частью ЕС, хотя формально сохраняет членство в этой структуре. Британия отказалась от всего, что не устраивало ее в Евросоюзе, обговорив свое особое положение " особым статусом". Это и независимость лондонского Сити от европейских регуляторов, и закрепление принципа хождения в ЕС нескольких валют, и формальное признание права Лондона на отказ от дальнейшей интеграции. Теперь только Альбион решает, в каких проектах единой Европы ему участвовать, и может с усмешкой наблюдать, как "прогибаются" страны Старого света, которым Еврокомиссия навязывает квоты на прием беженцев.
Неудивительно, что британский опыт выглядит весьма привлекательным в глазах жителей ЕС, над которыми в Брюсселе регулярно ставят эксперименты. Итоги опроса, проведенного независимым агентством Ipsos-Mori, подтверждают: в среднем 45 процентов жителей Бельгии, Франции, Германии, Венгрии, Италии, Польши, Испании и Швеции хотели бы провести референдум, аналогичный британскому. Причем от 40 до 48 процентов населения в этих странах поддержали бы выход из состава ЕС.
Миграционный кризис, вызвавший раскол внутри Европы, - только верхушка айсберга. Недавно рассекреченные документы о том, как руководство ЕС закулисно договаривается с Вашингтоном по поводу Трансатлантического торгового и инвестиционного соглашения и на какие уступки готово пойти, чтобы порадовать Белый дом, не добавили доверия к Брюсселю. Подтверждением тому стали результаты первого тура президентских выборов в Австрии - оба кандидата на пост главы государства выступают против соглашения между ЕС и США, критикуют проводимую с подачи Германии миграционную политику. А в случае победы на австрийских выборах кандидата от националистической Партии Свободы Вена пополнит ряды евроскептиков.
Дефицит демократических процедур в управлении Евросоюзом заставляет жителей Старого света обращаться к "корням" и воспринимать национальные интересы выше общеевропейских. Если в Брюсселе не сделают выводов и продолжат закручивать гайки, число сторонников выхода из ЕС будет и дальше расти. Недаром после голландского референдума по вопросу об ассоциации с Украиной премьер Британии Дэвид Кэмерон настоятельно посоветовал европейским институтам и голландскому правительству "внимательно прислушаться к тому, что говорят люди, чтобы попытаться понять и поработать с этим". Но в Брюсселе проводить работу над ошибками отказались. Недавно Еврокомиссия объявила, что будет штрафовать страны, которые не захотят принимать мигрантов даже в том случае, если население этих государств выступает категорически против расселения беженцев. Никаких референдумов на этот счет еврочиновники проводить не намерены...