10.05.2016 19:46
    Поделиться

    Чем уральского драматурга удивило петербургское видение ее пьесы

    Театр имени Ленсовета представил новый спектакль "Жанна" режиссера Марии Романовой. О женщине средних лет, самостоятельной, независимой, одинокой. О поиске любви, ревности, предательстве, расплате за успех. На премьеру пригласили автора пьесы - молодого, но уже хорошо известного драматурга Ярославу Пулинович, живущую в Екатеринбурге.

    Драматург и корреспондент "РГ" посмотрели спектакль вместе, а потом побеседовали.

    Итак, ваши впечатления?

    Ярослава Пулинович: Постановка в Театре имени Ленсовета - это для меня событие "из ряда вон". Еще в студенчестве я пересмотрела в записи все спектакли Юрия Бутусова и, когда приезжала в Питер, ходила в театр. Бутусов - громадная величина, и я очень рада, что познакомилась с Юрием Николаевичем. С Машей Романовой мы давно знакомы, интересно было, что она сделает с моим текстом.

    Я удивлена, что получилась не бытовая история. Спектакль вышел на поэтический уровень - там звучат стихи Арсения Тарковского. Главная героиня Жанна в исполнении Елены Комиссаренко - не хищная "акула", как часто вижу в других театрах, а стала женщиной с "двойным дном", где есть место и лирике, поэзии, и жестокости, и жесткости, которыми она обладает. Я просто влюбилась в сильную, мощную актрису. То, что она делает на сцене, это потрясающе. Понравилась работа Ивана Бровина, я знаю его по "Этюд-театру", а тут увидела с новой, неожиданной стороны.

    Я понимаю, что эта пьеса легко складывается в мелодраму, в сентиментализм, хотя я не хотела этого, когда писала, но уж что получилось… Тут многое зависит от актрисы, куда она поведет - в страсти, истерику или вовнутрь, найдет какую-то подкладку, второе дно.

    Отмечу и музыкальное сопровождение (здесь и классика, и звучит живой саксофон), и сценографию, ее приглушенные краски. Глаза волка, которые периодически появляются - эта метафора работает. Как и зеркало на сцене, в котором зрители видят себя и героев спектакля.

    В репетиционном процессе вам когда-нибудь доводилось участвовать?

    Ярослава Пулинович: На репетициях сижу очень редко, разве что перед самой премьерой. Не вмешиваюсь в театральный процесс. Написала пьесу - и отпустила… Если режиссер берется за материал, значит, он его зацепил. Художник имеет право на свое видение. Это ведь хорошо, когда режиссеры интерпретируют текст по-разному, тогда появляются новые смыслы. Иначе каждый раз будут одинаковые спектакли. Конечно, обидно, когда совсем не узнаешь свою пьесу, спектакль сделан "по мотивам"…

    В Петербурге уже ставили ваши пьесы?

    Ярослава Пулинович: В "Этюд-театре" шли "Наташина мечта" и "Птица Феникс возвращается домой". Я очень люблю этот театр, там мои товарищи, всегда радуюсь за них. С Мити Егорова началось мое вхождение в театральную жизнь: мне было 20 лет, когда он первым поставил "Наташину мечту" в Саратовском ТЮЗе.

    Интересно, вы мечтали стать журналистом или писателем?

    Ярослава Пулинович: Мои родители - журналисты. Я в 15 лет начала работать на телевидении, потом в газете. Это было в Ханты-Мансийске. В 16 лет заполняла полосу еженедельно, была полноценным сотрудником, ко мне относились, как к взрослой. Это для меня, школьницы, было целым миром. Сама зарабатывала, не просила денег у родителей. Конечно, были проблемы в школе, пропускала уроки…

    В театральный институт в Екатеринбурге поступила, можно сказать, случайно и легко.

    Мне просто повезло, Бог направил. На "Литтворчество", к Николаю Коляде. Подумала, что это, наверное, что-то интересное, с творческой жилкой. Представила стихи, повесть. Ничего не знала о Мастере, не понимала масштаба личности - ведь я жила в маленьком провинциальном городе. Только перед самым поступлением прочитала пьесы Коляды.

    Удаленно продолжала работать в газете. Но вскоре поняла, что это не хочу этим заниматься. Рискнула пойти на актерский, подумала, а вдруг я актриса? Но провалилась, и слава богу. (Смеется). Коляда вселил в меня уверенность в своих силах, веру в себя. Мне захотелось много писать, работать. Сначала были ну совсем детские мечты: быть лучшей на курсе, чтобы Николай Владимирович меня похвалил. В 18 лет впервые поехала на театральную лабораторию от СТД. Это была авторская школа в Подмосковье, в Щелыково. У меня случился настоящий шок. У людей - тоже: драматургу только исполнилось 18! По вечерам, когда собирались все вместе, спрашивали: "А девочке наливать можно? Законом не запрещено?" Для меня новая жизнь открылась. Я никогда не бывала в Москве, не знала имен режиссеров, что где идет, и вдруг погружаюсь в неведомый мир, где находятся известные мхатовские актеры, режиссеры, и сама имею к этому миру какое-то отношение! Я стала читать современные пьесы, не только учеников Коляды. Заодно - Вампилова, Петрушевскую (прежде не читала их, к своему стыду). Открыла для себя Клавдиева, Пряжко, Курочкина, Ворожбит, полюбила ходить в театр.

    На "Ленфильме" сейчас в производстве полнометражная картина "Птица" по вашему сценарию (снимает дебютант Ксения Баскакова, студентка мастерской Юрия Кары, в роли известного рок-музыканта - Иван Охлобыстин, его подружку играет финалистка проекта "Голос Дети" Евдокия Малевская, саундтрек записала группа "Пикник", заняты Гарик Сукачев, Анастасия Мельникова.  - "РГ"). Старейшая киностудия страны заказала вам сценарий? Как все произошло?

    Ярослава Пулинович: Это уже второй мой сценарий, по которому "Ленфильм" снимает кино. Первый - "Мойщики" - мы написали вместе с Пашей Казанцевым, когда были совсем молодыми, "Ленфильм" заинтересовался им, и в 2009 году вышла картина "Как поймать магазинного вора". Снял ее молодой петербургский режиссер Женя Семенов.

    Когда в Екатеринбурге была премьера фильма Алексея Германа-старшего "Трудно быть Богом", мой друг, режиссер Алексей Федорченко познакомил меня с главным редактором студии "Ленфильм" Светланой Кармалитой. Именно от Светланы Игоревны я услышала: "Ты Ярослава Пулинович? Мы будем снимать фильм по твоему сценарию "Девочка и Птица". У меня шок был: это мне говорит Кармалита, жена Германа!

    Сейчас идут переговоры со студией Евгения Миронова "Третий Рим" о создании четырехсерийного фильма по пьесе "Жанна". Буду писать сценарий.

    Не думаете переезжать из Екатеринбурга в центр, в столицу?

    Ярослава Пулинович: Нет, я люблю свой город. Он столичный, развивающийся, у нас там интересная жизнь. Мне очень нравится Петербург, и даже были мысли о переезде, но за время детства я сменила шесть городов, десять школ, так что теперь не тянет менять место жительства. Я 11 лет живу в Екатеринбурге, чувствую его хорошо, привыкла, считаю родным домом.

    Поделиться