издается с 1879Купить журнал

Г.Г. Чернецов (1802-1865) Золотая (Яшмовая) гостиная в Зимнем дворце. Россия, Санкт-Петербург, 1833.

За год до роковой дуэли Пушкин встречался здесь с государыней, а через несколько месяцев после смерти поэта гостиная погибла в огне

Эрмитаж и журнал "Родина" продолжают совместный проект, в рамках которого мы знакомим читателей с малоизвестными раритетами из запасников главного российского музея.

Осенью 2004 года аукционный дом Christie s выставил на продажу акварель "Золотая гостиная в Зимнем дворце", исполненную Григорием Чернецовым в 1833 году. Эрмитаж принял участие в торгах, состоявшихся 30 ноября 2004 г. в Лондоне, и приобрел акварель; средства для этой покупки музею предоставил известный московский предприниматель и коллекционер Владимир Логвиненко.

В январе 2005 года акварель была доставлена из Лондона петербургским представителем Christie s Анной Белорусовой, деятельно и бескорыстно способствовавшей пополнению российских музеев выдающимися произведениями искусства.


Акварели придворного живописца

Григорий Чернецов (1802-1865) происходил из мещан Луха - заштатного городка в Костромской губернии. Еще в детстве Григорий увлекся рисованием; в юности он обнаружил замечательные способности. Павел Свиньин, дипломат, художник и коллекционер, оказавшись в Лухе, оценил талант Чернецова и рекомендовал его Обществу поощрения художников. В Петербурге Чернецов неустанно совершенствовал свое искусство. "Ты большой мастер, - милостиво похвалил его император Николай, посетив мастерскую молодого художника в начале 1829 года, - только, пожалуйста, не избалуйся".

В апреле Чернецову было присвоено звание придворного живописца с ежегодным окладом в 1500 рублей.

Продолжая работать над акварельными видами залов Зимнего дворца, Чернецов запечатлел в 1833 году в их числе и Золотую гостиную. Эта гостиная была создана в ходе реконструкции покоев императрицы Александры Федоровны; проект новых апартаментов государыни, исполненный Огюстом Монферраном, Николай I утвердил 14 февраля 1830 года, повелев "переделку сих комнат произвести в нынешнем году".

Золотая гостиная получила свое название по роскошной, сплошь вызолоченной мебели. Называли гостиную и Яшмовой - по украшавшим ее великолепным каменным коринфским колоннам и пилястрам, хотя в действительности они исполнены из серо-фиолетового коргонского порфира. Этот зал именовали также Парадной приемной: здесь императрица давала официальные аудиенции. Среди исторических лиц, побывавших в стенах Яшмовой гостиной, мы находим и Александра Пушкина, посетившего ее по меньшей мере дважды.


"Что за Пушкин будет мне представлен?"

В последний день 1833 года император Николай I произвел поэта в камер-юнкеры. Известие об этом дошло до Пушкина на другой день и повергло в бешенство: властитель дум был "возведен" в низшее придворное звание, жалуемое, как правило, зеленым юнцам. Пушкин отказался ехать во дворец. Великий князь Михаил Павлович, увидев его 6 января в Михайловском театре, поздравил новоиспеченного камер-юнкера с назначением. "Покорнейше благодарю, Ваше Высочество, - ответил Пушкин с горьким сарказмом, - до сих пор все надо мною смеялись, вы первый меня поздравили".

На балу у графа Алексея Бобринского 18 января поэт встретился с царем впервые после оскорбительного пожалования. Император не стал напоминать Пушкину о своей милости - Пушкин, вопреки этикету, не выразил государю признательности за нее. Однако перешибить плетью обух не удалось: 11 февраля Александр Сергеевич вынужден был в числе трех десятков чиновников, представлявшихся императору в Концертном зале, благодарить за пожалование в звание камер-юнкера.

А в апреле камер-юнкеру Пушкину пришлось приносить благодарность за свое звание императрице. Эта церемония состоялась в Яшмовой гостиной.

Поутру 8 апреля 1834 года Пушкин записал в своем дневнике: "Сей час еду во дворец представиться царице". К двум часам пополудни он вернулся домой и продолжил свою запись: "Представлялся. Ждали царицу часа три". Это томительное ожидание Пушкину скрасила встреча с двумя лицейскими товарищами - Модестом Корфом и Владимиром Вольховским. Корф должен был благодарить государыню за должность статс-секретаря, Вольховский - за назначение начальником штаба Отдельного Кавказского корпуса.

"Я по списку был последний, - читаем мы в дневнике поэта. - Царица подошла ко мне, смеясь: "Нет, это беспримерно! ... Я ломала себе голову, стараясь узнать, что за Пушкин будет мне представлен. Оказывается, это вы!.." (слова императрицы Пушкин привел по-французски - В.Ф.). По-видимому, императрица даже не подозревала, чего стоило Пушкину изъявление благодарности за назначение камер-юнкером...

Г.Г.Чернецов. Пушкин, Крылов, Жуковский, Гнедич. В Летнем саду. 1832. / Родина

Известно, что в другой раз Пушкин побывал на официальном приеме у государыни Александры Федоровны вместе с Натальей Николаевной. На первый день 1836 года император Николай назначил торжества по случаю десятилетия своего вступления на престол. Утром 1 января, в среду, в Зимнем дворце состоялась торжественная церемония и литургия в Большой церкви, а вечером - грандиозный публичный маскарад. Среди приглашенных на торжество был камер-юнкер Александр Пушкин с супругой; в час пополудни чета Пушкиных принесла государыне Александре Федоровне свои новогодние поздравления в Яшмовой гостиной.

После этого поэту суждено было прожить немногим более года; через несколько месяцев после его кончины Яшмовая гостиная погибла в огне грандиозного пожара, вспыхнувшего в Зимнем дворце 17 декабря 1837 года.


Торшеры, которые не горят

Многие предметы, украшавшие Яшмовую гостиную, были вынесены из огня солдатами Императорской гвардии. Значительная часть этих предметов украшает ныне Малахитовую гостиную, созданную после пожара по проекту Александра Брюллова на месте Яшмовой. Остальные рассеяны по другим залам: ширмы ныне украшают собою экспозицию "Художественное убранство русского интерьера XIХ - начала ХХ в." (зал N 186), порфировые торшеры - зал итальянского искусства XVII-XVIII вв. (Большой просвет, N 238), чаша-жардиньерка ленточной яшмы - зал западноевропейского художественного фарфора XVIII века (N 270)...

Яшмовая гостиная не просуществовала и семи лет; ни одно цветное ее изображение историкам архитектуры известно не было. Приобретение Эрмитажем акварели Чернецова дало исследователям отчетливое и наглядное представление об убранстве и меблировке ее интерьера.