"Шоколад": трагичный байопик о первом темнокожем клоуне
Основа - история дуэта клоунов Тома Футита и Рафаэля "Шоколада" Падильи. В действительности коллаборация началась в конце XIX века в провинциальном цирке, впоследствии превратилась в чуть ли не общемировой феномен и зачахла, когда концепция "белый эксплуататор лупит черного раба" перестала вызывать смех, сменившийся чувством жалости к угнетаемому. Учитывая сатирическую направленность номеров, финал весьма удачный. Но не для артистов: сольные карьеры у них катастрофически не задались.
Переносить это на экран дословно было бы глупо - материал, при всем уважении и понимании значения, не слишком захватывающий. Рошди Зем, видимо, тоже это понимал и сконцентрировал повествование на личности темной (в буквальном смысле) стороны тандема циркачей. Его Шоколад проходит путь от счастливого неведения в роли диковинного экспоната, пугающего простых пейзан в захолустье, к вселенской славе и ослеплению ей. Упав единожды с вершины, он оказывается втянут в омут новомодных реакционных тенденций, доверчиво глотает вдалбливаемые ему в глотку ушлым недореволюционером поучения, обильно сдобренные опиумом, из-за чего становится одержим идеей прыгнуть выше головы, предсказуемо разбивающейся о реальность.
Несмотря на многочисленные неприглядные стороны образа (наркоман, лудоман, повеса, эгоист), Зем тем не менее упорно заставляет зрителя проникнуться к герою сочувствием, используя для этого простые, хоть и эффективные приемы. Но тут же исправляется, приплетая к ним аллюзии на "Отелло" и "Ромео и Джульетту". Сами по себе интересно и нестандартно рифмующиеся с основными линиями, сюжеты Шекспира также подчеркивают тему сравнения и столкновения еще двух миров - помимо мира белых и чернокожих: театра и цирка. В закулисье последнего бушуют страсти ничуть не меньшие, чем в закулисье первого. То же самое можно сказать и про арену. Рошди Зем специально показывает разыгрываемые Футитом и Шоколадом сценки попеременно со стороны хохочущей публики и из самого центра круглой сцены, заставляя прочувствовать всю широчайшую гамму страстей, таящуюся за, казалось бы, примитивным фасадом буффонады.
Из слабых сторон на ум приходит разве что недостаточная проработка персонажа Джеймса Террье - Тома Футита. Но и то как сказать. Футит - полная противоположность Шоколада, он сугубо положителен (с маленькой оговоркой), однако излишне сдержан и скрытен, что не мешает ему искренне любить напарника, чего тот до самого конца не хочет осознавать. Омар Си свою гораздо более насыщенную партию, изобилующую головокружительными виражами, исполняет на "пять" с жирнейшим плюсом. И здесь возникает вопрос. Коль скоро успех "1+1" принес актеру малые роли в Голливуде, принесет ли успех "Шоколада" - а он уже очевиден, хоть и не так громок - большие? Очень хочется верить, что да.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram telegram.me/cinemacracy