Новости

19.05.2016 00:40
Рубрика: Экономика

Пенсионный фон

В год пенсионная система России теряет 3,4 трлн рублей из-за неформальной и теневой занятости, а также из-за безработицы, подсчитали в Академии труда и социальных отношений (учредитель вуза - Федерация независимых профсоюзов России).
Пока нет столько рабочих мест, чтобы трудоустроить всех после повышения пенсионного возраста. Фото: Татьяна Андреева Пока нет столько рабочих мест, чтобы трудоустроить всех после повышения пенсионного возраста. Фото: Татьяна Андреева
Пока нет столько рабочих мест, чтобы трудоустроить всех после повышения пенсионного возраста. Фото: Татьяна Андреева

Сегодня минфин и Центробанк разрабатывают предложения по реформе пенсионной системы России. И ученые готовы предоставить им свои расчеты.

Итак, если 3,4 трлн разложить по полочкам, то получится, что неформальная занятость "ворует" у пенсионной системы 1,4 трлн рублей в год. Речь идет об официально работающих гражданах, получающих основную часть зарплаты в конвертах, а значит, работодатели делают за них "пониженные" страховые взносы в социальные фонды.

Теневая занятость - это люди трудоспособного возраста, но официально не работающие и не числящиеся безработными, за них пенсионная система недополучает 1,5 трлн рублей. И еще 384 млрд могло бы поступать за безработных, если бы они не были таковыми, а официально трудились.

"Возвращение этих людей на легальный, цивилизованный рынок труда - главный резерв для нормального, страхового, а не бюджетного наполнения средствами пенсионной системы России", - прокомментировал "РГ" ситуацию проректор академии Александр Сафонов.

Еще один важный фактор, влияющий на дисбалансы системы, - низкий уровень зарплаты в России. В 2015 году доля работников, отчисления от зарплаты которых в Пенсионный фонд были ниже прожиточного минимума пенсионера, составляла 68,9%. И при такой ситуации добиться повышения средней пенсии до 2,5 прожиточного минимума, что было заявлено в качестве основной цели реформы 2012 года, невозможно, делают вывод авторы исследования. При таких зарплатах достигнуть баланса можно только за счет притока еще 40 млн работников. Это почти все наши пенсионеры.

Пенсия очень тесно связана с зарплатой, потому невозможна ситуация, когда человек всю жизнь получал невысокую зарплату, а в старости ему будет назначена "достойная" пенсия.

"Когда российский бизнес ставит вопрос о непосильно высокой ставке страховых взносов, которая на самом деле далеко не самая высокая в Европе и в мире, то надо иметь в виду, что это своего рода "плата" за искусственное занижение уровня зарплаты. И чем ниже зарплата, тем выше тариф страховых взносов. Цифры взаимозависимы", - говорит Сафонов.

Из-за высокой степени дифференциации оплаты труда в России пенсионная система не только получает мало взносов с низкой зарплаты, но и не получает вообще никаких взносов с высокой зарплаты в силу действия "потолка" на уплату взносов. В 2016 году страховые взносы в ПФР с годового фонда оплаты труда, превышающего 796 тыс. рублей, взимаются в размере уже не 22%, а 10%. За счет понижения ставки "теряется" 349 млрд рублей.

В России нет нужного числа рабочих мест, чтобы обеспечить ими всех после повышения пенсионного возраста.

Есть еще проблема: с 2005 по 2012 год тариф страховых взносов был снижен на 12%. А объем обязательств пенсионной системы остался без изменений, были введены и продолжают вводиться льготы по уплате взносов для ряда отраслей и регионов (всего 15 видов льгот). Из-за этого пенсионная система недосчитывается 294 млрд рублей в год. Кроме этого, до 2014 года 6% отвлекалось на формирование накопительной части пенсии. Это еще 682 млрд "съеденных" рублей.

Все это в конце концов и привело к образованию устойчивого дефицита пенсионной системы, делают выводы ученые. "Устранить проблему повышением пенсионного возраста невозможно, - уверен Сафонов, - потому что положительный эффект будет ощущаться только три года. А дальше начнут нарастать социальные обязательства государства по выплате пособий по безработице и по бедности. И все вернется на круги своя". Это связано с тем, что в российской экономике нет нужного числа свободных рабочих мест, чтобы занять "поздних пенсионеров".

Идея

Шесть шагов к новой пенсии

1. По мнению Александра Сафонова, нужно постепенно повысить МРОТ до прожиточного минимума.

2. Отменить все существующие ограничения по взносооблагаемой базе - страховые взносы должны уплачиваться по единой ставке тарифа со всего фонда оплаты труда организации.

3. Установить минимальную границу страхового взноса. "Здесь должен действовать принцип: нам не важно, какую зарплату ты формально платишь работнику, - страховой взнос ты должен заплатить не ниже фиксированного размера. Этот размер должен быть рассчитан таким образом, чтобы его уплата в течение минимального периода стажа, требуемого для приобретения права на пенсию, фактически покрывала затраты пенсионной системы на выплату пенсии в минимальном размере", - поясняет эксперт.

4. Провести инвентаризацию и оптимизацию ранее введенных льгот по уплате страховых взносов. И установить мораторий на введение новых.

5. Сделать накопительную часть пенсии добровольной. Де-юре и сейчас любой желающий может самостоятельно заключить договор с негосударственным пенсионным фондом и начать откладывать в него деньги. Но для того чтобы это заинтересовало большее число людей, нужны налоговые льготы для "вкладчиков". А для предприятий, создающих корпоративные пенсионные системы, эти затраты включать в себестоимость. И добровольные отчисления людей не должны облагаться НДФЛ.

6. Пересмотреть тарифы дополнительных страховых взносов за работников, трудящихся на вредных производствах, в тяжелых условиях труда и уходящих на пенсию досрочно. "Этот тариф должен быть рассчитан не искусственным образом, как сейчас, а исходя из суммы затрат на выплату этих пенсий", - говорит проректор академии.

Экономика Пенсии и пособия Изменение пенсионного законодательства