В Воронеже сняли кино о Маршаке

Игровой фильм "Натанель" о воронежском периоде жизни Самуила Маршака снимали всем миром. Горожане участвовали в массовке и собирали реквизит. А в день премьеры почти 500 человек заняли все кресла и ступеньки в самом большом зале кинотеатра "Спартак" (поэт застал его еще "Ампиром").

- Воронеж будто ждал этого проекта, - признался продюсер Камиль Тукаев. - Местные актеры снимались после основной работы, приводили детей в массовку. Камерный театр дал аппаратуру и костюмы, краевед Ольга Рудева - квартиру, полную антикварных вещей, клуб ретроавтомобилей - "эмку". Директора двух школ старинной постройки пустили нас на территорию… Благодаря губернатору мы получили грант на съемки. Гонораров не предполагалось, просто не все фирмы могли сотрудничать с нами бесплатно.

Черно-белая короткометражка была задумана… на диване. Выпускник операторского факультета ВГИКа Алексей Бычков сидел на работе в Камерном театре и терзался мечтой о большом кино. Заразил ею коллегу - Камиль Тукаев снимался в нескольких фильмах (например, у Александра Прошкина), пробовал себя в режиссуре. Он же и принес тему -Маршак в городе тогда был на слуху. Жители собирали деньги на памятник поэту. Есть красивая гипотеза о том, что именно на родине, в Воронеже, он, переживая смерть дочери Натанель и помогая маленьким беженцам из местечек, обрел свою "детскую" музу. Доказать это невозможно, но в искусстве свои аргументы.

Местные актеры снимались после основной работы, приводили детей в массовку

Тем более что "Натанель" - кино не документальное. Актер Антон Тимофеев не похож на Маршака внешне, не изображает кипучую натуру. Его роль - преодоление боли: мужчина, который не сберег ребенка, молчит, просится на фронт (не берут), бродит по городу, шлет жене Горького просьбы о работе. Драматург Герман Греков ввел таинственного старика, который каждый день стоит под окнами Маршака. Выясняется, что он потерял всю родню, но верит, что если ждать с надеждой - "что-то произойдет". Время ожидания кажется ему самым счастливым в жизни. Начинает ждать и Маршак.

Сцены на пустыре, когда поэт стоит близ Покровского собора в окружении голубей, произвели на публику самое острое впечатление. Чувствуется школа - Алексей Бычков учился в мастерской Вадима Юсова, который снимал фильмы Тарковского, Бондарчука и Данелии. Впрочем, сам режиссер-постановщик (он же оператор) считает, что дело в Провидении:

- Мы нашли место, которое в начале ХХ века было центром города, встали на пригорке. Вдруг прилетели птицы, стали ходить перед камерой, потом, как по команде, ушли вглубь кадра. Жизнь постоянно что-то подбрасывала! Сложнее всего было замаскировать современную среду - герой загораживал головой кондиционеры на фасадах, мы оклеивали заборы распечатками старинных объявлений.

В финале Маршак встречает девочку и на вопрос: "А ты хто?" читает: "Я - человек рассеянный с улицы Бассейной…" Та заливается смехом и что-то лепечет дяде на ухо.

Кино не имеет прокатного удостоверения, показывать его смогут только бесплатно.

Тем временем Бычков мечтает о полном метре.

Кстати

Выставка "Воронеж в большом кино" открыта в Доме актера до 14 июня. Там собраны кадры из фильмов, к которым имеют отношение уроженцы города - писатели, режиссеры и актеры. Здесь можно узнать, например, что режиссером-постановщиком "Джентльменов удачи" был родившийся в Рамони Александр Серый, сценарий "Женщины, которая поет" написал воронежец Анатолий Степанов, а музыку к культовым фильмам Андрея Тарковского и Сергея Бондарчука - Вячеслав Овчинников. До конца года выставку провезут по районам области. Адрес: ул. Дзержинского, 5. Телефон: (473) 255-63-28.