Пальма для Дэниела

Завершился 69-й Каннский фестиваль

Мировое кино
    22.05.2016, 22:36
Больше всего наград в Каннах получила иранская драма Асгара Фархади "Коммивояжер" - две. Но обе, увы, не главные. Для меня-то этот фильм был основным кандидатом на "золото".
 Фото: Пресс-служба Каннского кинофестиваля Пол Верховен отрицал моралите и фрейдистские мотивы фильма "Она". Но не все ему поверили. Фото: Пресс-служба Каннского кинофестиваля
Пол Верховен отрицал моралите и фрейдистские мотивы фильма "Она". Но не все ему поверили. Фото: Пресс-служба Каннского кинофестиваля

Еще ни разу в эти фестивальные дни зал не испытывал столь острого сочувствия к происходящему, не искал вместе с героями ответов на сложные психологические и этические вызовы простого, казалось, сюжета. Это немного детектив: герой пытается найти обидчика своей жены. Но там нет выстрелов, убийств и мордобоя, да и случай не криминальный - бытовой, но ставит героя перед мучительными вопросами. И я мало знаю картин, где становилось стыдно за свои скороспелые выводы и приходилось вместе с героем их пересматривать - думать вместе с ним. Наконец, нам по-новому открылся Иран - страна людей абсолютно европейских по духу: герои - актеры театра, который играет "Смерть коммивояжера" Миллера, и сцены из спектакля придают дополнительный смысл происходящему. Фильм возвращает цену таким категориям, как достоинство, кодекс чести, гордость и страх позора, который равен смерти. Стыдный поступок одного порождает жажду мести в другом, и теперь вопрос в том, где нужно остановиться, чтобы малое зло не породило зло большее. Со столь тонкими бытовыми материями умеет работать только очень большой мастер, и мне кажется важным, что Фархади снова возвращается к этим темам.

Ну а конкурсный пока завершала "Она" - первый французский фильм Пола Верховена с выдающейся работой Изабель Юппер. Моральные координаты картины так диаметрально противоположны иранской драме, что, подозреваю, рядом они оказались не случайно - фестиваль выстраивает свою драматургию. Как и у Фархади, героиня Верховена в своем доме подверглась насилию - на этот раз жесточайшему и циничному. Но реакции на это совершенно разные. Героиня Юппер самостоятельна, деловита и внутренне свободна - в том числе и от общепринятой модели поведения. Ее реакции непредсказуемы, и они вне морали - у нее в этом смысле прочная закваска: отец с темным прошлым, престарелая мать, крутящая роман с альфонсом, балбес сын, уверенный в том, что родившийся у подружки чернокожий младенец - его ребенок. У нее соответствующая профессия: под ее руководством команда программистов создает видеоигры с монстрами - тоже максимально жестокие и натуралистичные. Верховен в интервью отрицал любые моралите и фрейдистские мотивы фильма, но садомазохистские утехи составляют пружину сюжета, а связь видеоигр с природой такого человеческого характера очевидна. Почти физически - как в тех видеоиграх.

Изабель Юппер сказала: такой мощный саспенс возникает в силу характера героини, от которой не знаешь, чего ждать. Так и в жизни: мы сталкиваемся с проблемами, но не видим решений - просто продолжаем жить. "Именно это я и делала в фильме", - сказала актриса. Насилие отвечает внутренним потребностям героини, оно живет в темных закоулках ее сексуальных грез - отсюда ее тяга к насильнику, которая сублимировалась в придумывании видеоигр и получила выход в реальность.

Фильм предполагалось снимать в США, но там актрисы одна за другой отказывались от роли. Юппер уже играла подобный характер в "Пианистке" Михаэля Ханеке, она отважна и в новой роли. Создатели картины не настаивают на типичности героини - наоборот, подчеркивают ее придуманность, особость, отдельность. Но фильм живет своей жизнью и, как всякое крупное сочинение, открывает свободу для интерпретаций. Для меня он безусловно моралистичен: из него ясно, что монстров внутри нас общество уже производит индустриальными методами.

...И, наконец, вчера вечером жюри под водительством Джорджа Миллера объявило лауреатов 69-го Каннского кинофестиваля. Вот его результаты.

Лауреаты 69-го Каннского кинофестиваля

Золотая пальмовая ветвь - "Я, Дэниел Блейк", режиссер Кен Лоуч (Великобритания)

Гран-при - "Это всего лишь конец света", режиссер Ксавье Долан (Канада)

Лучшая режиссура - Кристиан Мунджу ("Выпускной", Румыния), Оливье Ассаяс ("Персональный закупщик", Франция)

Лучший сценарий - "Коммивояжер" (Асгар Фархади, Иран)

Лучший актер - Шахаб Хоссейни ("Коммивояжер", Иран)

Лучшая актриса - Жаклин Жозе ("Ма Роса", Филиппины)

Приз жюри - "Американская милашка", режиссер Андреа Арнольд (США)

Приз Фипресси - "Тони Эрдманн", реж. Марен Аде (Германия)

Главного приза конкурса "Особый взгляд" - "Самый счастливый день в жизни Олли Маки", реж. Юхо Куосманена (Финляндия).

Российский фильм "(М)ученик" Кирилла Серебренникова получил премию Франсуа Шале; ею независимое жюри награждает работы, затрагивающие самые болевые точки современной жизни.

Добавьте RG.RU 
в избранные источники