24.05.2016 15:25
    Поделиться

    Почему "Игра престолов" может стать могильным камнем канала HBO

    Для начала - небольшой променад в прошлое нашего возможно смертельно больного. Американский канал HBO (что расшифровывается как Home Box Office) приступил к вещанию в начале семидесятых, имея в те времена упор на спортивные программы. В изрядной части - на бокс (как, к слову, и его основной конкурент, запущенный немногим позже - SHO, сейчас более известный "под именем" Showtime). При том, что корни предприятия гораздо глубже - в середине шестидесятых, когда основанная предпринимателем Чарльзом Доланом компания Sterling Manhattan Cable некоторое время мыкалась и "искала себя", терпя убытки, пока Долан не остановился на идее платного телевидения. Произошло это в 1972-м.

    Так и родился НВО. Скромно, скаредно, без помпы и фуршетов, с тремя сотнями подписчиков. Дебют в эфире был отмечен драмой "Иногда великая идея…" Пола Ньюмана и Кена Кизи, автора "Пролетая над гнездом кукушки". Тихий старт ничуть не обескураживал Долана, умеющего держать, что называется, удар. Развитие шло, и через пару лет НВО мог похвастаться более чем сотней тысяч абонентов. Число стало расти геометрически, когда в 1975-м Home Box - первым из телеканалов - начал спутниковое вещание. Причем не абы как, а с поединка Мохаммеда Али и Джо Фрейзера.

    Перед столь инновационно-прогрессивной "вкусняшкой" потребитель закачался и радостно пал. И вот уже Home Box Office переходит на круглосуточное вещание, а следом - и на собственное производство. И здесь продолжая держать пальму первенства: снятый в 1983-м Ральфом Томасом (сериал "Сумеречная зона") спортивный байопик про сильных духом "История Терри Фокса" - первый в истории фильм, сделанный специально для коммерческого телеканала.

    В портфолио НВО, кстати, есть еще множество важных вех, где они были первыми, но оставим это для совсем дотошных буквоедов. И перейдем непосредственно к сути - к сериалам. Сегмент, в котором канал до недавнего времени был одним из общепризнанных лидеров, довольно ушло фильтруя контент и стабильно выдавая на-гора пучок хитов ежегодно.

    Многие, вероятно, успели подзабыть (а кто-то и вообще не знал), но не "Сексом в большом городе" единым. И девяносто эпизодов золотоносной классики черного юмора, "Баек из склепа", - это НВО. Похабное шоу Саши Барона Коэна Da Ali G Show - тоже. Как и "Карнавал" Дэниела Науфа, по части мистической смури запросто соперничающий с "Твин Пикс" и неплохо протоптавший дорожку, например, первому сезону "Настоящего детектива". Где тот и другой - услада для неглупой и эстетически настроенной публики с угрюмыми взглядами на жизнь.

    В 2005-м на Home Box Office вышел "Рим" - первый (еще раз!) высокобюджетный многосерийный телепеплум. Перед этим был "Клан Сопрано" - первая действительно высококачественная многосерийная гангстерская сага. А еще перед этим - "Тюрьма Оз" - опять же, первая действительно высококачественная многосерийная тюремная драма, положившая начало "сериальному" воцарению канала в сегменте "премиум". Продукция которого с того момента у пытливых наблюдателей по умолчанию и синонимизировалась со словом "качество".

    Наступила золотая пора. Но все мы слышали печальную поговорку про веревочку, которой не виться вечно. В конце прошлой недели было объявлено, что "Хоум Бокс" покидает его - и это не преувеличение - звезда, программный директор Майкл Ломбардо, отдавший предприятию 33 года жизни. Именно ему принадлежит львиная доля успеха канала последних как минимум трех пятилеток.

    И если после того, как боссы "подвинули" с поста шоураннера "Винила" Теренса Уинтера, еще одну звезду Home Box (обладатель "Эмми" и номинант на "Оскар", делавший все тот же "Клан Сопрано" и "Подпольную империю" со Скорсезе), в кулуарах просто начался бубнеж, то тут уже проблема явно замаячила встать колом. Таким, который тряпочкой не прикрыть: тут уж любому здравомыслящему и без помощи увеличительных приборов ясно - золотой запас иссяк, на НВО навалились темные времена.

    Официальная причина смещения Ломбардо дежурна - "творческие разногласия". Неофициальную же легко вычислить. На текущий момент у НВО практически не осталось их хваленых хитов, кроме "Игры престолов". Объективно, угрюмое фэнтези, плотоядно воспевающее горести, перверсии и расчлененку, сегодня "тащит" канал "в одно лицо". Остальных - либо уже нет, либо просто нет и неизвестно, когда будут. Смотрите сами. Если брать свежее, "Настоящий детектив", выбившийся в культ благодаря первому сезону, исследующему бездны маньячества и психоделии, второй патрон из обоймы выпустил холостым. И хотя коллеги по "Кинократии" готовы тут поспорить, долго запрягающие игры в нуар второго сезона не нашли у аудитории ожидаемого отклика. А финал шоу заставил скривиться даже самых лояльных.

    На пост еще одного "паровоза", потенциально способного вытянуть канал из укатывания в болото, до последнего момента рассматривался "Винил" - отменное шоу с громкими именами (Джаггер и Скорсезе не на каждой теледороге валяются) и исключительным саундтреком... Но нет. Рейтинги первого сезона обескуражили руководство (см. смещение Уинтера) - новый "паровоз" так и не сумел толком выехать из депо. Тем не менее, скрипя зубами и скрепя сердце, студийные боссы продление "Винила" не отменили. И это как нельзя более показательно походит на жест отчаяния и безысходности - тот самый рак на безрыбье. Второй шанс, коммерческий потенциал которого видится крайне сомнительным.

    А других козырей у НВО нет. Вообще. Никаких. Мини-сериал Тома Хэнкса, Брэда Питта и Эдварда Нортона "Льюис и Кларк" "завис". Как и выглядевший многообещающим сериальный ремейк "Мира Дикого Запада" Джей Джей Абрамса. Как и ремейк отличного британского сериала "Утопия", с которого скоропостижно соскочил Дэвид Финчер. Как и третий сезон "Настоящего детектива".

    Теперь-то ясно, почему они, бедняги, там носятся с "Игрой престолов", сдувая пылинки, зачиняя беспрецедентные рекламные кампании, неустанно выливая литры жареной информации, сплетен, нагнетая ажиотаж, напропалую ньюcмейкерствуя на каждый чих персонажей и устраивая уморительно дикий балаган с участием многострадального Джона Сноу? Это синдром фермера, в некогда тучном стаде которого осталась единственная овца с золотым руном. Так что восьмой сезон навряд ли действительно станет для "лавочки" финальным.

    Подписывайтесь на наш канал в Telegram telegram.me/cinemacracy

    Поделиться