В принципе, эта проблема возникает у всех стран, пытающихся что-то изменить в укладе своей экономики. Оптимальный вариант - это придумать систему компенсаций для тех групп, которые что-то проигрывают, но такие возможности были открыты только в условиях дорогой нефти.
Нам сейчас остается другая возможность - по крайней мере, обеспечить справедливое распределение бремени реформ. В этом случае можно будет объяснять и населению и бизнесу, что через некоторое время после того, как реформы будут реализованы, от них выиграют все. Но сначала нужно, чтобы общество осознало проблемы, серьезно задумалось, как мы будем жить со стагнирующей экономикой при дешевой нефти. Важно сравнивать эффект от реформ с последствиями инерционного развития. Я уверен, что хотя некоторые преобразования могут быть болезненными, но их отсутствие еще более опасно и обернется еще большими трудностями. Поэтому рабочей группе Экономического совета при президенте, которой поручено представить предложения по структурным реформам, нужно думать не только о том, как найти работающие механизмы помощи экономике, но и как сделать их востребованными властью. Предыдущий опыт был не очень воодушевляющим - из Стратегии-2020 использованы только отдельные элементы.
Наблюдаемое в последние недели повышение цен на нефть улучшило текущие и прогнозные показатели российской экономики, месячная динамика производства стабилизировалась и обещает вскоре перейти к небольшому росту. Судя по всему, самая тяжелая часть финансового кризиса завершается, но очевидно, что предстоит многое сделать, чтобы экономика твердо встала на ноги.
Доходы федерального бюджета, по нашей оценке, в реальном выражении упали на 30 процентов. Возникший дефицит покрывается за счет Резервного фонда, но такими темпами он будет исчерпан уже в будущем году, а реальные доходы останутся на текущем уровне. Вторая большая проблема - экономический рост, он начал замедляться задолго до кризиса, в 2012 году, и по всем прогнозам в ближайшие годы будет в диапазоне 1,5-2 процента. Это вдвое меньше среднемировых темпов, а значит, нам грозит отставание от других стран. И наша экономика будет все менее привлекательна для инвесторов.
Сейчас конкурируют два подхода к решению той и другой проблемы. Первый предложен Столыпинским клубом - это увеличение госрасходов и активное льготное кредитование инвестпроектов за счет эмиссии Банка России. Идеи кажутся привлекательными, потому что создают иллюзии, что можно решить проблемы "малой кровью" - простыми, легко реализуемыми мерами. Но, говоря фигурально, этот подход аналогичен способу добиться спортивных побед с помощью допинга - поначалу он дает успех, но не может действовать долго.
Второй подход исходит из того, что проблема в неблагоприятных условиях для предпринимательской деятельности, для привлечения инвестиций. Все последние годы фиксируется чистый отток капитала из России, это и показывает, что недостатка денег в экономике нет, но доходность инвестиций недостаточна, чтобы компенсировать высокие риски. Значит, нужно думать, как увеличить доходность ведения бизнеса и снизить его риски.
Но сначала, к сожалению, нужно приспособиться к жизни при более низких ценах на нефть, которые, судя по всему, установились низкими надолго, возможно, на 10-15 лет. Это требует экономии бюджетных расходов и отчасти поиска новых источников доходов.
Параллельно нам нужно формировать новую модель экономического роста. Предыдущая была рассчитана на жизнь в условиях дорожающей нефти, когда росли доходы населения, бюджетов, прибыль предприятий, а благодаря этому расширялся спрос на товары. Производителям оставалось только расширять производство, не заботясь о повышении эффективности. Сейчас рост возможен только за счет модернизации производства, а для этого нужны сильные стимулы и масштабные инвестиции. У предприятий увеличилась прибыль, накопились средства на счетах, но они не спешат их инвестировать. Им требуется определенность общей экономической политики правительства, уверенность в долгосрочной стабильности экономических условий, гарантии неприкосновенности собственности, смягчение госрегулирования и того давления, которое возникает в результате массированных проверок.
Основной канал, по которому в страну приходят передовые технологии, это прямые иностранные инвестиции, а они за последние два года сократились в 10 раз. Вот этот тренд необходимо развернуть.
Необходимо создать реальное давление, при котором естественные монополии были бы вынуждены оптимизировать свои издержки и повышать эффективность, а в некоторых случаях нужно рассмотреть и выделение из них конкурентных секторов. В последние же годы естественные монополии решали свои проблемы больше за счет "оптимизации" налогообложения и индексации тарифов на свою продукцию.
Другая важная проблема - повышение качества и доступности трудовых ресурсов. Мы вошли в период сокращения населения в трудоспособном возрасте, это еще один фактор, который будет требовать роста производительности труда. Но одновременно нужно думать о других источниках, повышать трудовую мобильность, снизить избыточную занятость в госсекторе. И это только самые "горячие" из широкой повестки реформ, которые требуется провести для придания ускорения экономике.