Экспедиция РГО и Минобороны раскроет тайны острова Матуа
По данным дальневосточных историков, на этом небольшом острове Курильской гряды в годы Второй мировой войны располагались части 42-ой пехотной дивизии японской армии и третьей морской бригады. Всего гарнизон острова насчитывал около десяти тысяч человек.
Накануне Второй мировой войны японцы превратили Матуа - кстати, на японском языке остров звучит как Мацуа-то - в мощнейшую крепость. Здесь располагался крупный аэродром с несколькими длинными взлетными полосами, позволяющими поднимать самолеты практически при любом направлении ветра. ВПП подогревались термальными водами, а потому могли использоваться круглогодично. С этой точки авиация японцев могла контролировать весь северо-запад Тихого океана.
Мало того, что остров надежно защищен неприступными скалами и высокими берегами, на нем еще дополнительно построили целую сеть различных укреплений. Опасаясь бомбардировок и обстрелов с моря, японцы все глубже зарывались в землю, и к лету 1945 года на Матуа не было свободного места от всевозможных оборонительных фортификаций в виде рвов, траншей, окопов, блиндажей, дотов и дзотов, люнетов, подземных убежищ и подземных галерей.
Американцы неоднократно пытались уничтожить аэродром и островные объекты, потеряв в боях с десяток самолетов, но все бесполезно. Гарнизон острова-крепости Матуа сложил оружие перед нашими войсками 26 и 27 августа 1945 года. С тех пор остров стал русским, но до настоящего времени продолжает хранить в себе много японских тайн. Удивительно, но, судя по описи захваченного на острове оружия и снаряжения, советские десантники не нашли на Матуа ни одного самолета, танка или орудия. Японское командование передало советским частям только стрелковое оружие и запасы продовольствия и амуниции.
Тяжелого вооружения в дотах и капонирах не оказалось. Куда оно исчезло до сих пор остается загадкой. По данным телекомпании ВГТРК, на острове до сих могут находиться, укрытые в подземных сооружениях три 150-миллиметровых орудия. До наших дней дошли фундаменты японских казарм и даже чугунные печи. Уцелели бетонные доты и окопы, вырубленные в скалах. О японцах напоминают двухэтажный дот на берегу, заваленный обломками судов и техники пляж, остатки пирса и остов потопленного в проливе транспорта "Ройе-мару". Где-то на дне прибрежных вод лежат и другие японские транспорты - "Иваки-мару" и "Хибури-мару", торпедированные американской подводной лодкой SS-233 "Херринг".
В советское время в подземных катакомбах пропало без вести трое военнослужащих, которые пытались самостоятельно их исследовать. Гибли люди и от стихийных бедствий. В 1952 году снежной лавиной засыпало 16 человек. Последний раз цветы к братской могиле возлагались 40 лет назад, когда остров еще был обитаем. Участники экспедиции отреставрировали памятник и возобновили прервавшуюся традицию.
К сожалению, российские военные не располагают современными точными картами острова, хотя здесь во времена СССР находилась пограничная застава, и потому одна из самых главных задач экспедиции осмотреть всю территорию и произвести картографирование местности.
Так как территория острова "богата" военными артефактами, то в состав исследовательской группы кроме инженеров-геодезистов обязательно входят саперы, военные историки, специалисты по химической и радиационной защите и врач. Каждый со своим оборудованием. Результаты работы обнадеживают.
"Проведено обследование взлетно-посадочной полосы, подготовлены к работе, развернуты мобильные аэродромные комплексы и аппаратура для обеспечения полетов, расчищена дренажная система аэродрома, завершено оборудование площадки для посадки вертолетов любых типов. Аэродром имеет две ВПП длиной более 1200 метров и шириной 80 метров с бетонным и асфальтовым покрытием", - говорится в официальном сообщении Минобороны.
Кроме того, инженерные работы ведутся в бухте Двойная. Там военные хотят подготовить прибрежный участок острова для подхода большого десантного корабля к берегу способом "на упор" для погрузки техники и материальных средств. Напомним, что экспедиция под руководством заместителя командующего Тихоокеанского флота вице-адмирала Андрея Рябухина работает на Матуа с 14 мая. В ней принимают участие более 200 человек - военнослужащие и специалисты Русского географического общества. Задействовано шесть кораблей и судов ТОФ.
Справка "РГ"
Остров Матуа относительно небольшой - 11 километров в длину и 6,5 километра в ширину. Высота наивысшей точки - пика Сарычева (вулкан Фуё) составляет 1485 метров. Находится остров в центральной части Курильской гряды, поэтому значительно удален от населенных районов Сахалина и Камчатки. Первое упоминание об острове Матуа найдено у путешественника Ивана Козыревского и датируется 1711 годом. До начала Второй мировой войны на острове существовало поселение айнов.