И, по сути, все, кто присутствовал на этом вечере, оказались свидетелями уникального спектакля, абсолютно не вписывающегося в рамки стандартного вокального бенефиса. Певица представила не набор арий и номеров, а словно пропустила через себя исступленную женскую судьбу, пронизанную любовью, страстями, потерями, воспоминаниями, смертью. Этот монолог-спектакль поставил для Ксении Вязниковой режиссер Илья Ильин, сумевший вытащить из разнородного музыкального материала общую интонацию той пронзительной экзистенции, проживания мига на пределе человеческих сил, которые так близки и музыке Мусоргского, и страстному миру "танго", и артистическому темпераменту самой певицы.
Монолог певицы начался с "Песен и плясок смерти" (в оркестровом варианте Дмитрия Шостаковича, дирижер Валерий Кирьянов), где Женщина Ксении Вязниковой появилась в платье-рубище на квадрате сцены, засыпанном старыми письмами. Перебирая конверты, Женщина тихо начала страшную "Колыбельную", свое первое воспоминание, в котором Смерть забирала ее ребенка. Голос Женщины то взрывался, то замирал, то стекленел в холодных оркестровых разливах, напоминавших мрачное "черное озеро" Шостаковича. Призрачное инфернальное тремоло сопровождало и чтение письма "Серенада", где Женщина вспоминала свою любовь, потерянного "рыцаря" и все еще живой ужас невидимой силы, разлучившей их навсегда - Смерти.
Мрачная макабрическая энергия достигла апогея в "Трепаке", где в память Женщины ворвался жуткий мотив Dies Irae, средневековый символ смерти. Голос Женщины взвивался, тело пустилось в странный пляс, в вихрь мотива: "гой вы леса, небеса". А в "Полководце" уже Женщина и оркестр, изображающий поле битвы, будто слились в одно целое с самой Смертью, и когда голос Женщины кричал: "Я всех победила", повис жутковатый вопрос: кто Она? В этом сложнейшем монологе поразила артистическая глубина Ксении Вязниковой, создавшей практически в пустом пространстве грандиозный трагический образ Женщины, исповедальный, обнажающий сущностное, главное, то, что переживает на земле душа.
В абсолютно ином, но близком по внутреннему исступлению образе Женщины предстала певица в другой части вечера - в кабаре, где она появилась в образе Незнакомки, в "упругих шелках" и шляпе, с бокалом вина. Это была классическая "парижская" история любви, уже пережитая и вдруг вернувшаяся внезапной встречей с Ним (Михаил Давыдов). В их дуэте был шик, страсть, глубина. Звучали песни Курта Вайля, Мишеля Леграна и Карлоса Гарделя, танго Пьяцоллы в исполнении Siestango Quartet (Нидерланды). И оказалось, что формат "кабаре", с его честными и откровенными смыслами, и особенно подзабытая во времени музыка Вайля отлично вписываются в актуальный репертуар. И вечер Ксении Вязниковой показал, что в "Геликоне" для такого материала есть прекрасный потенциал.