Этюд в тусклых тонах

"Чистое искусство": отечественный детективный триллер про живопись
Где-то в условной Европе какой-то русский мужик скупает на аукционе никому не нужные картины малоизвестных голландских мастеров по 3-5 тысяч евро. Смена кадра: девушка Саша (Анна Чиповская) дремлет в такси, несущем ее по ночной Москве к бойфренду. По радио передают, что российский президент подарил американскому президенту картину Шишкина за миллион долларов. Таксист дополнительно акцентирует на этом внимание едкой ремаркой. Прибыв на место, Саша замечает подозрительное лицо в проезжающем джипе, а затем обнаруживает в квартире вместо бойфренда - труп (Петр Федоров).

Каждая из вышеописанных трех сцен раскрывает значение трех из четырех неизвестных, на которых и держится вся интрига этого отечественного неонуарного детективного триллера. Оставшееся неизвестное Саша будет искать следующие полтора часа, блуждая по старательно стилизованной под какой-нибудь Нью-Йорк Первопрестольной и ее столь же старательно стилизованным под пригород какого-нибудь Нью-Йорка окрестностям.

Чтобы не дать ей и зрителям совсем уж уснуть, за Сашей пустят в погоню туповатых работников некой "конторы", где на каждой стене висит портрет Феликса Эдмундовича, а на каждом столе стоит его же маленький бюстик - по фэн-шую. А чтобы неонуарно сгустить краски (кино-то про живопись), на пути героини аккуратно расставят деревянные фигурки плохо играющих актеров и разложат еще несколько трупов.

Но и это еще не все. В придачу автор сценария журналист Марк Франкетти и его соавторы отсыпали целый куль несуразностей, абсурдизмов, ляпов, ведущих в никуда сюжетных ответвлений и тому подобного. Возьмем для иллюстрации один эпизод, когда Чиповская, объявленная в розыск, с портретами в газетах, прибывает на вокзал, не позаботившись о какой-либо маскировке, чтобы встретиться с персонажем, мертвым грузом волочащимся всю дорогу за сюжетом ради финального "нежданного-негаданного" твиста. Чиповскую опознает полицейский и, вместо того, чтобы задержать потенциально опасного преступника, звонит "куда надо" и ждет, когда "откуда надо" приедут агенты в штатском. Естественно, когда агенты примчатся на место, никого они там уже не застанут. В общем, "Чистое искусство" оторвано от реальности как таковой и от российской реальности - в частности (российский президент дарит американскому часть национального культурного наследия, ага).

В начале фильма звучит диалог, очень емко и метко характеризующий все произведение в целом. Герой Петрова, оправдывая собственное художество, изрекает: "Не гениально, зато в тренде". На что героиня Чиповской парирует: "Я за чистое искусство, свободное о конъюнктуры рынка". Если говорить о рынке российском - то да, жанровых картин подобного рода у нас почти нет. На рынке же международном такого добра - пруд пруди. И "Чистое искусство" на его фоне выглядит не то что не гениально, а вообще совсем никак. Зато в тренде.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram telegram.me/cinemacracy

1.0