Рассылка

Каждую пятницу мы готовим дайджест лучших материалов недели.
У блока отсутствует swig шаблон (наличие обязательно)
У блока отсутствует файл с данными (наличие не обязательно)

Соло русского "Клавесина"

Освоение гидрокосмоса выходит на новый уровень - главную роль здесь будут играть необитаемые подводные аппараты. И наша страна пока имеет реальный шанс быть лидером в их создании.
Аппарат "Тифлонус" предназначен  для работы в Арктике. Рядом с ним - создатели и испытатели, 1987 год. Фото: Из архива ИПМТ Аппарат "Тифлонус" предназначен  для работы в Арктике. Рядом с ним - создатели и испытатели, 1987 год. Фото: Из архива ИПМТ
Аппарат "Тифлонус" предназначен для работы в Арктике. Рядом с ним - создатели и испытатели, 1987 год. Фото: Из архива ИПМТ

C конца 1960-х годов под грифом строжайшей секретности советский ВМФ начал вести детальную разведку океанских глубин там, где должны были проходить маршруты наших стратегических ракетных атомных подводных лодок. Первоначально использовали буксируемые аппараты. Затем появились автономные необитаемые подводные аппараты. Первым был создан Л-1, следом Л-2, равных которому многие годы и даже десятилетия не было ни в США, ни в других развитых странах, занимавшихся океанологическими исследованиями. Л-2 мог часами в совершенно автономном режиме работать на глубинах до шести километров.

Этот аппарат имел модульную конструкцию, что позволяло его быстро перенастраивать под выполнение самых различных задач. Л-2 признан самым совершенным глубоководным роботизированным комплексом конца ХХ века. Кстати, советские океанские "беспилотники" строились только на отечественной элементной базе. В Германии есть музей, в котором собраны образцы самых выдающихся технических достижений прошлого века. Так вот, немцы уже в начале ХХI века просили продать им сохранившийся в единственном экземпляре глубоководный Л-2 за несколько миллионов евро. По их мнению, ничего более выдающегося в сфере глубоководных необитаемых подводных аппаратов в минувшем веке человечество не создало. А мы этого и не знали. Аппарат, кстати, не продали. Сейчас он хранится во Владивостоке, в музее Института проблем морских технологий.

К сожалению, массового строительства подводных роботизированных комплексов в СССР наладить не смогли. Тому есть объяснение. Они очень дорогостоящи в проектировании, производстве и обслуживании. Академия наук СССР не имела средств на развитие подводной тематики и могла профинансировать строительство лишь единичных экземпляров. А военных моряков подводные роботы, несмотря на их, казалось бы острую необходимость, вообще раздражали. Тем, кто занимался водолазными работами, хорошо платили. А вот операторы подводных робототехнических комплексов не котировались - они ведь своими жизнями не рисковали. И руководство ВМФ не спешило открывать финансирование производства подводных необитаемых аппаратов в своих интересах. В крайнем случае их арендовали у Академии наук.

Институт проблем морских технологий, принадлежавший ранее Российской академии наук, а в минувшем году переданный в ведение ФАНО. Как раз в нем разрабатывались и разрабатываются лучшие в мире автоматические необитаемые подводные аппараты.

Удивительно, но девяностые годы стали для этого института совсем не трагическими, а, наоборот, десятилетием бурного развития. С одной стороны, практически прекратилось финансирование академической науки, с другой - ученым разрешили самим зарабатывать деньги любыми легальными способами. Тут-то и выяснилось, что во всем мире нет специалистов, способных реально, а не виртуально создавать подводную робототехнику.

Наш АНПА Л-2 был признан лучшим глубоководным исследователем ХХ века. Сейчас он в музее. Фото: Сергей Птичкин

Институт проблем морских технологий оказался не обременен никакими секретными ограничениями. И ученые выставили на мировой рынок тот "интеллектуальный товар", которым обладали. Конкурентов в мире не оказалось. КНР, США, Южная Корея и Япония выстроились в очередь, выторговывая у Владивостокского института право на получение эксклюзивных технологий. Институт стал получать очень хорошее внебюджетное и абсолютно законное финансирование. А мировые океанские державы принялись спешно создавать свои технологии на основе российских. Больше всего в этом преуспела КНР.

Торпедообразный глайдер способен перемещаться с минимальным расходом энергии, подобно планеру

Это был уникальный прецедент, на фундаменте которого можно было выстроить целую идеологию отечественного научно-технического превосходства. Не сложилось.

Между тем стараниями работников лишь одного института менее чем за двадцать лет удалось спроектировать и построить целый ряд подводных автономных аппаратов. Причем каждый из них был прорывным.

На смену Л-2 пришел прекрасный "Клавесин", который и сегодня - один из лучших в мире. В дополнение к аппаратам, передвигающимся с помощью классических винтов, русские специалисты - опять же первыми в мире! - создали совершенно уникальный торпедообразный глайдер. Он способен перемещаться в водном пространстве по заданной программе с минимальным расходом энергии, подобно планеру. У него действительно есть крылья, позволяющие планировать под водой на огромные расстояния. Энергия аккумуляторов расходуется только на изменение плавучести, для обеспечения работы бортовой аппаратуры и периодической связи с базой.

Глайдер способен находиться в автономном подводном плавании 30 суток. Курсируя, к примеру, вдоль охраняемых границ, группа таких аппаратов способна обеспечить постоянный контроль рубежей при минимальных энергетических затратах. Сами глайдеры двигаются бесшумно, и определить, что район морской акватории находится под охраной, практически невозможно.

На Западе активно проектируют так называемые бионические необитаемые аппараты, похожие на крабов и других подводных обитателей. Фото: www.iflscience.com

Вдобавок к единичным автономным аппаратам в последние годы стали создавать целые подводные комплексы. Например, многофункциональный комплекс освещения донной обстановки включает несколько аппаратов, позволяющих сканировать все, что находится под водой с высокой скоростью, определять возможные угрозы, детализировать их и при необходимости уничтожать.

Предположим, террористы попытаются установить донную мину в акватории порта или на фарватере. Аппарат-наблюдатель оперативно определит: появился посторонний предмет. Затем в указанную точку подходит другой робот, оснащенный комплексом акустической и оптико-электронной аппаратуры с высоким разрешением. Он уже точно определяет, что скрывается в толще воды или на дне. И если есть угроза, в дело вступает телеуправляемый подводный терминатор "Чилим", который направленным взрывом ликвидирует мину или иной предмет, представляющий угрозу для судоходства.

6 километров - это глубина погружения Л-2, на которой он мог работать 5 часов

В прошлом году во Владивостоке открылся центр по проектированию, изготовлению и испытаниям глубоководных подводных аппаратов. Первый в России. Возможно, он станет федеральным центром всей подводной робототехники. Создание такого центра - очень своевременно. Наша страна сделала серьезную заявку на лидерство в освоении Мирового океана. Понятно, что в лидеры выйдет тот, кто создаст технологии, позволяющие эффективно и безопасно работать под водой. Приоритетным направлением здесь станет разработка подводных роботов, способных заменить человека там, где в водолазном снаряжении работать затруднительно, а то и невозможно. Именно необитаемые автономные и телеуправляемые подводные аппараты будут играть роль первых разведчиков морских глубин, искателей полезных ископаемых, выполнять охранные и спасательные функции.

Владивостокский центр создан на базе Института проблем морских технологий (ИПМТ). В нем есть все необходимое для активной и плодотворной работы. Хорошо оборудованные рабочие места для конструкторов. Собственное производство, основанное на цифровых технологиях. Глубоководный испытательный бассейн. Все это позволяет в кратчайшие сроки проектировать, испытывать и строить глубоководные аппараты любой сложности.

В центре есть музей подводной техники. Здесь впервые собраны вместе и выставлены самые выдающиеся подводные аппараты СССР и России. Это и еще советские "Скат", "Тифлонус", легендарный Л-2, совсем новые "Галтель", "Клавесин", "Чилим" и другие.

Наша страна не должна уступить своего первенства в создании подводных беспилотников. Тем более что фора пока на нашей стороне.

Рассылка

Каждую пятницу мы готовим дайджест лучших материалов недели.