Год "Хорошего мальчика"

27-й "Кинотавр" назвал победителей

НОВОСТЬ14.06.2016, 00:00
Текст:   Ирина Корнеева
Вчера вечером в Сочи завершился 27-й "Кинотавр". Явных и безусловных лидеров в конкурсе, каким был когда-то, например, фильм "Географ глобус пропил", он не приготовил. Но в этом году его программа была настолько стилистически и жанрово разнородной, если не сказать разномастной, что абсолютно каждый смог бы найти в ней свой лучший премьерный фильм года.
Режиссер Федор Бондарчук и актриса Паулина Андреева на церемонии закрытия XXVII "Кинотавра". Фото: Артем Геодакян / ТАСС Режиссер Федор Бондарчук и актриса Паулина Андреева на церемонии закрытия XXVII "Кинотавра". Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Режиссер Федор Бондарчук и актриса Паулина Андреева на церемонии закрытия XXVII "Кинотавра". Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Самые насмотренные зрители - члены Гильдии киноведов и кинокритиков голосовали за "Зоологию" Ивана Твердовского-младшего (приз "Белый слон"). И отмечали специальным дипломом "Чужую работу" Дениса Шабаева - дебютный полнометражный фильм, выпущенный в "Мастерской Марины Разбежкиной". Фильм Шабаева получил и приз за лучший дебют из рук министра культуры РФ Владимира Мединского, который сказал, что именно от дебютантов зависит, каким будет наше кино завтра и послезавтра. Фильм, снятый под девизом "ни одной метафоры в кадре", только документальная правда, рассказывает о нелегкой жизни на окраинах Москвы семьи гастарбайтера из Таджикистана. Тема не новая, уже не раз попадавшая в фокус "Кинотавра", и теперь не осталась без внимания. Марина Разбежкина, представляя картину Шабаева, обратила внимание на новые акценты: на особую этику гастарбайтеров, нам доселе неизвестную, и необходимость отчуждения от героев своих фильмов как специфику документального кино.

Денис Шабаев как дебютант волновался заметно больше других. А вот кто был в себе уверен, так это Кирилл Серебренников, после показа на каннском кинофестивале "Ученика" и после российской премьеры этой картины в Сочи общавшийся с фестивалем по скайпу. И Иван Твердовский-младший, на "Кинотавре" же получивший свой первый приз за дебютный "Класс коррекции", на этот раз с фильмом "Зоология" после Сочи отправляется в Карловы Вары, где его фильм участвует в конкурсе.

Если про "Ученика" Серебренникова после Канн известно много, то о "Зоологии" - два слова. Очнувшись от обморока, пожилая неухоженная женщина вдруг обнаруживает у себя отвратительный хвост до колен. Работает она в зоопарке, и то, что сближает ее с животными, в обществе людей делает изгоем: по городу ползут слухи о бесноватой или ведьме, встреча с которой обещает большие неприятности. От нового органа, оказывается, не так-то просто избавиться. А хвост тем временем живет своей жизнью, описывая невероятные траектории и постоянно вторгаясь в личное пространство несчастной. Последнее обстоятельство очень увлекает начинающего режиссера, хотя фильм, похоже, неосознанно, но получился гораздо глубже, чем замысел его молодого создателя. На самом деле картина - о том хвосте комплексов, которым человек обрастает в зрелом возрасте и который сильно мешает ему жить. Для кого-то хвост - это постоянный стресс. Для кого-то - это продолжение истории гоголевского "Носа". "Для меня это вообще фильм про целлюлит: одним стыдно жить половой жизнью с целлюлитом, другим - с хвостом", - заметила генеральный продюсер картины Наталья Мокрицкая.

Картина "Зоология" о том хвосте комплексов, который сильно мешает человеку жить

Следующие фестивальные фильмы вел прямиком от зоологии к тонкостям психологии, о которых в кино немного подзабыли и по которым сильно соскучились. Самыми психологически тонко разработанными картинами "Кинотавра" можно назвать две дебютные ленты, заслуживающие подробного отдельного разговора: "Врача" Юрия Куценко и "Ивана" Алены Давыдовой.

Вектор предпочтений председателя жюри основного конкурса 27-го "Кинотавра" - режиссера Николая Лебедева ("Легенда N17", "Экипаж"), предположить и до оглашения результатов было не сложно. Отвечая на "Кинотавре", например, на блиц-опрос, что лично для него означает Год кино в России, он сказал: "Для меня кино не только один год - вся жизнь. Но я рад, что хотя бы на уровне лозунга к нашему кино привлечено дополнительное внимание. Надеюсь, это даст определенные плоды, и плоды эти будут связаны с вниманием зрителей к нашим фильмам. Хочу, чтобы у нас было больше зрителей и чтобы они действительно любили наше кино, а не шли в кинотеатр как на амбразуру, не зная, что там с ними будет - доживут они до конца сеанса или нет. Я помню времена, когда залы были полны нашими картинами и зрителями, и тоскую по ним".

На роль фильмов-"приманок" для зрителей в кинотеатры могли претендовать несколько конкурсных картин "Кинотавра". "Огни большой деревни" Ильи Учителя (сына) с Дмитрием Дюжевым в острохарактерной роли самого себя - столичной звезды, невольно ставшей спасителем единственного кинотеатра в небольшом провинциальном городке. Картина "Разбуди меня" Гийома Проценко о вещих снах сотрудницы паспортного контроля аэропорта. За успешную балансировку между сном и реальностью в кадре актрису-дебютантку Ирину Вербицкую в фильме "Разбуди меня" рассматривали как одну из главных претенденток на приз за лучшую женскую роль, пока Виктория Исакова не сыграла в "Ученике" у Кирилла Серебренникова школьную учительницу, единолично рискнувшую вступить на путь борьбы с религиозным фанатизмом невменяемого ученика.

За легкий путь "Хорошего мальчика" Оксаны Карас к зрителю тоже можно не беспокоиться - никаких трудностей недопонимания возникнуть не могло: кино легкое, светлое и веселое - такое сегодня в большом дефиците.

Но первым в списке фильмов для зрителей по праву должен фигурировать "Коллектор" Алексея Красовского с Константином Хабенским в главной и на самом деле единственной роли. Заявленные в афише Игорь Золотовицкий, Полина Агуреева, Дарья Мороз, Евгений Стычкин и многие другие - это закадровые голоса из телефонной трубки. С этой книжкой, собственно, коллектор ведет разговор на протяжении одной, и последней в своей жизни, ночи. С жанром монофильма Константин Хабенский справляется блистательно: ему здесь есть что играть, на основе чего выходить на высший актерский пилотаж.

Правда, соперники у него тоже были достойные. Сергей Безруков, героически сыгравший балетного гения на закате карьеры в фильме Анны Матисон "После тебя" - раз. Безруков без дублера выполнил сложнейшие хореографические номера. И в сорок лет изменил осанку, поворот головы и даже поступь на балетную - будто занимался этим всю жизнь, с детства.

Кирилл Полухин в фильме "Иван" - второй претендент на лучшую мужскую роль. И подрастающее юное актерское дарование - Семен Трескунов в "Хорошем мальчике" - три. Ему только семнадцать лет, а продюсеры и режиссеры уже стоят к нему в очередь с ролями, от некоторых даже приходится отказываться, поскольку график расписан на год вперед (бывает так и в семнадцать лет). Должен же был "Кинотавр" и по актерскому составу, а не только по списку конкурсных фильмов, в котором девять из четырнадцати дебютных, оправдать титул самого молодого кинофестиваля за всю его историю.

Призеры 27-го "Кинотавра"

Гран-при - "Хороший мальчик" (реж. Оксана Карас)

Лучший дебют - "Чужая работа" (реж. Денис Шабаев)

Лучший режиссер - Кирилл Серебренников ("Ученик")

Лучшая женская роль - Наталья Павленкова ("Зоология")

Лучшая мужская роль - Константин Хабенский ("Коллектор")

Лучшая операторская работа - Денис Фирстов ("Коллектор")

Приз имени Григория Горина за лучший сценарий - Константин Челидзе ("Огни большой деревни")

Специальный диплом жюри имени Микаэла Таривердиева за музыкальное решение - Джорджио Джампа, Игорь Вдовин ("Разбуди меня")

Специальный диплом жюри - "Огни большой деревни" (реж. Илья Учитель)

Добавьте RG.RU 
в избранные источники