14.06.2016 15:17
    Поделиться

    Академический хор им. Свешникова выступил в лондонском Барбикан-центре

    12 июня в День России, совпавший с официальным празднованием 90-летнего юбилея Ее Величества Елизаветы, в знаменитом культурном кластере Лондона Барбикан-центре выступил Государственный хор имени Свешникова.

    Концерт был частью проходящего во второй раз "Дня России в мире", объединившего шесть концертов известнейших академических компаний России в разных точках планеты. Слушали их примерно 15 000 зрителей. В Пекине играл Заслуженный коллектив России оркестр Санкт-Петербургской филармонии с маэстро Юрием Темиркановым. В Минске - Государственная капелла Санкт-Петербурга. Париж удивлялся Уральскому академическому оркестру и Денису Мацуеву, а в Тель-Авиве баловал публику Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии. Вена аплодировала Балету Бориса Эйфмана. Наконец, Лондон слушал Государственный академический русский хор имени Александра Свешникова.

    Знаменитый хор собрал уникальную программу трех веков русской хоровой музыки. Первую половину вечера звучали академически филигранные церковные распевы с "Богородице, спаси" Дмитрия Бортнянского, вокализ Прокофьева к кинофильму "Иван Грозный", раритеты Сергея Танеева и Антона Рубинштейна.

    Дальше хор объединил музыкальную подборку "Русский Шекспир" с русскими народными песнями. Оказалось, что отечественная хоровая шекспириада вполне представительна: сюда попал "Народный плач" Шостаковича и "Песня про иву" Арама Хачатуряна из музыки к кинофильмам "Король Лир" и "Отелло". Плюс всеми любимый 66 сонет Шекспира в переводе Маршака, положенный на музыку Кириллом Волковым - конечно, английская часть зала признала вдохновителя только по программке, но безошибочно отзывалась на сложность многоголосия. Еще теплее зал реагировал на опусы английского романтика Эдварда Элгара, давших повод поиграть интересными параллелями. "Serenade" Элгар написал на стихи русского поэта Николая Минского, а инструментальная "Salut d’amour" еще в дореволюционной России приросла упоительно игривым текстом, превратившим ее в роскошный романс.

    Дальше удивительное только множилось. Представьте: соседствующий с Сити культурный квартал Барбикан, эталон брутальной архитектуры с природными террасами, гудит от оваций на "Вечерний звон" (помните, что эта русская народная песня сложена на стихи английского поэта Томаса Мура?). А дальше вообще случилось странное - песня о покаявшемся через любовь вольном Кудеяре-разбойнике вдруг зазвучала как классическая английская баллада. Публика зашумела от заводной "Пойду ль я, выйду ль я" и замерла, слушая "Не для меня придет весна" и "На сопках Маньчжурии". Так что вполне логично, что бисовый "Правь, Британия" превратил суховатый поначалу концертный зал в культурный стадион.

    Слагаемых успеха три. Во-первых, программа вечера, вобравшая в нужной пропорции сакральное пение, раритеты отечественной музыки, популярные старинные песни и сюрпризы хозяевам (хотя с кавером битловской "Yesterday” можно спорить). Во-вторых, профессиональная форма Госхора имени Свешникова под водительством Евгения Волкова, большую часть двухчасовой программы певшего а капелла с безупречным академизмом.  В-третьих, человеческий фактор: в большей части программы солировал баритон Мариинского театра Юрий Лаптев, строгий и сосредоточенный в церковной музыке, бархатно лиричный в "Приветствии любви" и подкупающе честный в старинных военных песнях. В хоровом концерте солист всегда камертон, и от него зависит, как все пойдет - здесь пошло отлично.

    По собственному любопытству поинтересовалась у публики, как узнавали о концерте. Русскоязычные жители Лондона - частью по сарафанному радио, частью по официальной рассылке Барбикан-центра. Британцы - завсегдатаи Барбикана - тоже реагировали на необычное событие здешней афиши. Но я нашла семью, специально и давно уже искавшую по интернету вечер русской музыки после просмотра сериала BBC "Война и мир". Так что за поддержку культурных связей надо благодарить "День России в мире" и Льва Толстого: немолодой глава семейства выпалил на аплодисментах "Spas’ibo".

    Поделиться