15.06.2016 19:09
    Поделиться

    Уральские музеи заставили бизнес платить за снимки экспонатов

    Свердловские музеи приучают бизнес соблюдать их имущественные права
    Свердловский краеведческий музей впервые продал право скопировать древнейшую деревянную скульптуру в мире - Шигирского идола. Таким образом музей реализовал свое имущественное право на репродуцирование. Торговля этими правами - обычная практика, но не способ заработка, заверили "РГ" в ряде уральских музеев. Так, однократное копирование идола принесло правообладателю лишь десять тысяч рублей.

    - Иногда путают авторские и смежные права, - объясняет юрист Елена Понкова. - Авторское право возникает в момент создания произведения и действует вечно, подразумевая обязательность указания имени автора. Имущественное право на репродуцирование - другое дело, оно регулируется Гражданским кодексом и музейным законодательством. Право на репродуцирование произведений искусства из фондов музея принадлежит ему бессрочно. Отмечу, что у снимающего экспонаты фотографа авторских прав не возникает, так как в данном случае не создается новое произведение: это лишь техническое действие, аналогичное сканированию и т.п.

    Древнейший идол отныне утратил свою неповторимость: в деревне Нижние Таволги вкопали в землю его копию, изготовленную из 150-летней лиственницы. Дерево такого же возраста, из какого был выполнен оригинал, искали специально. Подходящее бревно нашли на мебельной фабрике в Быньгах. Мебельщики сломали о него пилу - так и бросили неподатливый ствол у забора. Работу по изготовлению копии выполнил местный резчик, по картинкам и описанию воспроизведя языческий декор. "Молодой" идол, честно говоря, на пращура не похож: более угловатый, не сглаженный одиннадцатью тысячелетиями, обтесавшими патриарха. По словам директора предприятия народных промыслов Александра Назарова, идол понадобился деревне "для продвижения туристического имиджа региона, для популяризации нашего края и в качестве рекламы".

    - Они заключили с нами договор на однократное использование образа Шигирского идола, - рассказал заместитель директора Свердловского краеведческого музея Владимир Быкодоров. - Так как его уникальность подтверждена наукой, в том числе в международном плане, мы обращаем на этот артефакт особое внимание.

    Эксперт подчеркнул: в правовое поле стоит мигрировать и самодеятельным молодым дизайнерам, которые тиражируют майки с изображением идола и затейливыми девизами, нарушая тем самым права музея. Но пообещал не применять к таким предпринимателям суровых мер, а "провести консультации".

    Классическим примером для тех, кому такие разъяснения необходимы, стало дело Владимиро-Суздальского музея-заповедника. С предпринимателя, купившего билеты на вход и право фотосъемки, а потом издавшего путеводитель с фотографиями экспонатов, суд взыскал сто тысяч рублей. Убытки музей подсчитал, умножив тираж (3050 экземпляров) на 54 фото экспонатов и на тариф - стоимость права воспроизведения в коммерческих целях изображений объектов культуры. Она составляет 0,59 рубля на один экземпляр. "Его пример - другим наука": предприниматель мог бы заключить договор с музеем на более щадящих условиях.

    - Для нас это обычная ежедневная работа, - сообщил директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин. - Права на воспроизведение мы продаем регулярно.

    Например, издается альбом о творчестве Заболоцкого, который украсит екатеринбургская "Девушка с папиросой": издатель заключает договор с музеем, расплачивается обычно частью тиража.

    Некоммерческое использование изображений экспонатов - допустим, в соцсетях - музеи приветствуют, гонять фотолюбителей перестали

    Зато некоммерческое использование изображений экспонатов - допустим, фото в соцсетях - в музее только приветствуют, гонять фотолюбителей перестали.

    - Для популяризации экспонатов мы создали цифровую базу изображений высокого полиграфического качества, открыли доступ к ней ведущим дизайнерским агентствам, - продолжает Никита Корытин. - Открыть виртуальный музей по образцу Мет или Лувра нам пока не по силам: требуется платформа, цена которой отнюдь не сто тысяч рублей…

    Бизнес на магнитах, пепельницах, тарелках и другом ходовом туристском товаре музеи Екатеринбурга не ведут. А вот в Москве, Санкт-Петербурге, Казани рынок сувенирной продукции весьма развит. Так, музей-заповедник "Казанский кремль" монетизировал право на свое изображение, которое красуется на упаковках национального лакомства чак-чака, консервных банках "Воздух Казани" (внутри действительно воздух), кошельках и прочих радостях туриста. Пять лет назад инициатива музея взимать с предпринимателей по 5-10 процентов от стоимости товара за изображение входящих в комплекс Кремля памятников вызвала жаркую дискуссию под слоганом: "Душат малый бизнес, топчут рынок рекламной продукции". После чего правительство республики утвердило условия их коммерческого использования - символические 30 рублей в год. Кремль заключил десятки соглашений с издателями, производителями продуктов питания, рекламными и турагентствами и другими компаниями. Большинство этих договоров бесплатные - например, для всех 38-ми работающих с Кремлем турагентств. Таким образом музей подтвердил посыл о соблюдении приоритета закона: используйте изображение на здоровье, но, будьте любезны, сначала согласуйте это с нами.

    - Сейчас мы не рассматриваем продажу прав на репродуцирование как доходную статью, - подчеркивает Дмитрий Пушмин, руководитель архива Центра Ельцина. - Каждый случай коммерческой и рекламной съемки предварительно согласовывается. Дело в том, что многие фотографии в нашем музее размещены на условиях специального разрешения от правообладателя, который часто ограничивает их использование рамками нашей экспозиции. Администрируя фото- и видеосъемку коммерческого и рекламного характера, мы предупреждаем партнеров о юридических последствиях пересъемки отдельных экспонатов.

    Внимательный подход к законодательству об авторских и смежных правах Центр Ельцина демонстрировал еще до открытия, за три года заключив более 300 лицензионных договоров с более чем 200 контрагентами, среди которых архивы, музеи, фотобанки, коллекционеры, фотографы. Таким образом, каждый экспонат размещен не только в экспозиции, но и в правовом поле.

    - Отмечу, что одна из главных тем нашего музея - возможность реализации гражданских свобод, в том числе и свободы информации, - отмечает эксперт. - В Ельцин-центре действует минимум ограничений на любительскую фотосъемку. Разрешено все, что не создает дискомфорта для других посетителей и не угрожает сохранности экспонатов. "Мыльницы" и телефоны работают на нас, как вирусная реклама.

    Действительно, уже сейчас, через полгода после открытия, Центр Ельцина в числе лидеров по числу фотоупоминаний в соцсетях, причем "чемпионский пьедестал" разделяют троллейбус, скульптура Бориса Николаевича и фреска Эрика Булатова - самое большое его произведение.

    Поделиться