В Воронеже подвели итоги Платоновского фестиваля

Две недели в обнимку с искусством провели жители Воронежа и те, кто приехал в город специально на VI Платоновский фестиваль. Что они увидели и почему в следующем году этот культурный марафон никак нельзя пропустить - в обзоре "РГ".

Не проходите мимо

Программа Платоновского всегда рассчитана как на знатоков театра, музыки и живописи, так и на тех, кто "просто мимо проходил". Пройти мимо, к слову, с каждым годом все труднее. Изучать анонсы публика начинает в декабре, билеты на большинство событий расходятся в феврале-марте. С конца мая центральные улицы пестрят рекламой бесплатных выставок, концертов и встреч. Они тоже охватывают разную аудиторию: так, в этом году на Советской площади выступал народный ансамбль "Воронежские девчата", мужской хор "Символ веры" и литовская регги-команда Ministry of Echology.

Воронеж - город студентов. И студенты эти составляют немалую долю фестивальной публики, несмотря на сессию, защиту дипломов и прочие июньские хлопоты. Молодежь бьет рекорды посещаемости на поэтических вечерах, задает умные вопросы писателям (на сей раз приезжали Алексей Иванов, Мариам Петросян, Александр Снегирев, Максим Матковский и Мария Бершадская), скупает на ярмарке литературу по истории, философии и искусству, "отрывается" на оупен-эйрах.

Впрочем, концерты под открытым небом притягивают и зрелых людей. Праздник чуть было не испортила погода. Но зрителей было не остановить. У стен Рамонского дворца они танцевали под винтажный джаз в дождевиках поверх нарядов. На дне мелового карьера в Белом колодце заворачивались в пледы на мокром песке, слушая корейский пост-рок с бамбуковой флейтой, хип-хоп с африканской "лютней" и марокканский блюз. В Зеленом театре Центрального парка - мурлыкали под музыку кельтов XXI века и приплясывали, греясь, под "варварские скрипки" и горловое пение. Еще один концерт на той же площадке дали молодые оперные звезды США: темнокожие солисты исполнили перед морем зонтов арии Верди, Бизе и Пуччини, фрагменты мюзиклов и спиричуэл. В "фестивальную ночь" отважные меломаны собрались в парке "Алые паруса".

Осваивая новые площадки - тот же Зеленый театр пустовал три десятка лет и был реконструирован аккурат к Платоновскому, - фестиваль прокладывает дорогу местным культурным инициативам. Этим летом вновь открылся арт-центр "Коммуна" - заброшенный цех принял четыре выставки, ряд концертов и литературных вечеров. Дорогу туда запомнили не только хипстеры, но и пенсионеры. Большой интерес вызвала выставка материалов к незавершенной картине Эйзенштейна о Мексике и ретроспектива его фильмов.

Начнем с вешалки

В театральную программу фестиваля худрук Михаил Бычков включает спектакли, которых в другое время не увидишь в Воронеже - а то и в России. Абсурдистские "Носороги" по Ионеско представили публике Роберта Уилсона, уже 40 лет идущего в авангарде мировой режиссуры. "Чевенгур" Юрия Погребничко столкнул с театральным сюрреализмом. Медленный "Сванхильд" норвежской труппы "Грюсомхетенс" познакомил с "театром жестокости", принципы которого в той или иной степени отразились в работах Питера Брука, Алехандро Ходоровски и Анатолия Васильева. Джаз-версия барочной оперы "Дидона и Эней" открыла новые горизонты постановок по классике…

У стен Рамонского дворца зрители тацевали под ретро-джаз в дождевиках поверх нарядов

Противоречивые отзывы собрали "Пьяные" Андрея Могучего - постановка БДТ имени Г. Товстоногова, где у всех на языке вертится то, что "у трезвого на уме" (или, даже чаще, в подсознании). А именно - стыд перед Господом, мечты о добре и вечной любви. Пьеса Ивана Вырыпаева, одного из самых востребованных драматургов новой России, многословно доносит до публики банальные вещи: "Бог есть любовь", "свобода в том, чтобы отдавать себя". По цензурным соображениям матерную брань из текста исключили (что опечалило артистов, занятых в спектакле), он стал менее экспрессивным и более однообразным. "Народные и заслуженные" прилагают массу усилий, чтобы расцветить бессвязные диалоги своих героев и сделать искреннюю, в общем, проповедь Вырыпаева хоть сколько-нибудь художественной. Выходит местами забавная, изобретательно оформленная индийская мелодрама. В финале герои достигают просветления ("ты либо весь в любви, либо весь, в говне"), каются и обещают переменить свою жизнь. То бишь больше не трезветь. Ведь опьянение здесь - не более чем метафора, как у Омара Хайяма.

Одним из самых ожидаемых гастролеров был новосибирский театр "Красный факел", где Тимофей Кулябин поставил "Трех сестер" на языке глухонемых. Кого-то привлекла пьеса, кого-то - радикальность приема или рекомендация престижной "Золотой маски". Иным было любопытно посмотреть на работу режиссера, чье имя год назад "полоскали" из-за скандала с "Тангейзером". В итоге почти все, кто увидел спектакль, оказались им очарованы. Расхожий образ - мол, герои Чехова не слышат друг друга - здесь парадоксальным образом перевернут: слышать-то они слышат (то есть - видят жесты-слова), но вот выразить себя толком не могут. Артисты играют подробно и тонко - остается надеяться, что "Три сестры" по провинции еще поездят.

Освещать и просвещать

Важный блок фестиваля - постановки по Платонову. В этом году вновь давали "Фро" - обаятельный "концерт" от студентов Школы-студии МХАТ и режиссера Михаила Рахлина, нашедшего ключ к рассказу в стилистике раннего советского кино. Молодежную версию Платонова показали и стажеры "Табакерки", где "Епифанские шлюзы" разобрали как бы на школьном уроке. Публика приняла эти спектакли с восторгом - опровергая представление о том, что Платонова воспринимать ужасно трудно. Главное - подход найти.

Программа академической музыки тоже в каком-то смысле нацелена на просвещение. Известные солисты и ансамбли, приглашенные на фестиваль, играют сочинения ХХ века (порой довольно специфические) вперемежку с Моцартом и Бетховеном. На минувшей неделе впервые в Воронеже прозвучал "Танго-рок концерт" Беньямина Юсупова - "мост" из классики в постмодерн.

Кстати

Несколько выставок фестиваля еще доступны для просмотра. До 30 июня в зале на улице Кирова можно увидеть декорации и костюмы к легендарным спектаклям Александра Таирова и его музы Алисы Коонен - их Камерный театр в первой половине ХХ века был очень популярен, пока его не разгромили власти. В художественном музее имени И. Крамского до 10 июля пробудут картины мастера "комического китча" Владимира Дубосарского. Он привез работы разных лет - одни близки по тональности к текстам Андрея Платонова, другие с теплом и иронией раскрывают тему советского детства. Там же, но до 31 июля гостят экспонаты из Государственного музея изобразительных искусств имени А. Пушкина - выставка "Живу и вижу" посвящена художникам-нонконформистам. Их "другое искусство" (иногда называемое "вторым русским авангардом") при Хрущеве клеймили в газетах, а при Брежневе встречали бульдозерами. Внимательный зритель оценит формальные поиски Лидии Мастерковой, Оскара Рабина, Владимира Немухина и Эрика Булатова.

Прямая речь

Александр Сокуров, кинорежиссер, лауреат Платоновской премии - 2016:

- Андрей Платонов, наверное, самый национальный, решительный и смелый наш писатель и самый великий стилист в мировой литературе. Не поддается анализу его фраза, его образ нельзя разъять, не убив. Сущность платоновского героя - независимая, самобытная личность. Эта проза собирает русский народ.

Справка "РГ"

Международный Платоновский фестиваль проводится ежегодно в июне в Воронеже - на родине одного из крупнейших русских прозаиков ХХ века, чьи тексты до сих пор недостаточно осмыслены массовым читателем. Андрей Платонов (1899-1951) - автор романов "Чевенгур" и "Счастливая Москва", повестей "Котлован", "Ювенильное море" и "Епифанские шлюзы". Спектакли по его произведениям выделены в особую программу фестиваля. Вообще же в нем четыре блока: музыка, театр, изобразительное искусство и литература. Публику знакомят как с признанными достижениями, так и с экспериментами. В дни Платоновского в городе проходит масштабная ярмарка некоммерческой литературы с мастер-классами для детей. Подробнее о фестивале - на www.platonovfest.com и в сюжете "РГ".