Балканский экспресс набирает ход

Рецензии
    05.07.2016, 18:39
Текст:   Юлия Авакова
Фильм "Дневник машиниста" ("Дневник машиновође") сербского режиссера Милоша Радовича, создателя легендарного фильма и сериала "Балканский экспресс 2", получил приз зрительских симпатий на недавно закончившем свою работу 38-ом ММКФ далеко не случайно. Балканские трагикомедии, ставшие за последние десятилетия самостоятельным поджанром, не перестают удивлять своим гротеском, наглядно показывающим парадоксальность человеческой жизни, в который к смеху почти всегда примешиваются слезы и наоборот.
 Фото: youtube.com/ Art Vista  Фото: youtube.com/ Art Vista
Фото: youtube.com/ Art Vista

Машинист со стажем Илия (его блистательно сыграл Лазар Ристовски), ведет своеобразный послужной список - всех тех, кто был непреднамеренно им сбит за долгие годы управления подвижным составом. И когда после очередной катастрофы его направляют на беседу с психологом, тот сам оказывает профессионалу вполне квалифицированную помощь. Илия, как и многие его коллеги, живут одним днем, непрестанно находясь в движении, словно убегая от призраков прошлого. Как и многие его коллеги, он обосновался неподалеку от депо в отслуживших свое вагонах, поставив вокруг своего существования сигнальные столбы.

Но в один прекрасный день жизнь пожилого человека меняется - ему удается предотвратить гибель Симы, мальчика из детдома, решившего свести счеты с жизнью. Угрюмый Илия оказывается в роли наставника, матери и отца одновременно, и, помимо работы, его жизнь приобрела новый смысл - поставить на ноги незадачливого паренька, выучить его и дать билет в жизнь.

И когда Сима принимает второе в своей жизни по-настоящему самостоятельное решение - стать машинистом, - он безмерно огорчает Илию, который знает, с чем придется столкнуться такому ранимому идеалисту как Сима.

Железнодорожная колея начинает страшным образом напоминать изгибы жизненного пути, где случаются катастрофы, есть место подвигу, жертвам во имя ближнего, нежданным радостям, разочарованиям, вдохновениям и страху.

Илия не хотел, чтобы Сима связывал себя теми же путами, что и он сам. Он хотел в нем видеть идеального преемника - в профессии, но не в конкретной специализации. Но судьбу не выбирают, иногда она сама ставит людей перед фактом своего выбора. А те посторонние, кто вмешивается в жизнь других не из благих побуждений, рано или поздно, будут призваны к ответу.

5.0