12.07.2016 21:12
    Поделиться

    Индия передвинула на год экспедицию с участием самолета М-55 "Геофизика"

    Как сообщил "Интерфакс-АВН", планировавшаяся в Индии на лето нынешнего года международная экспедиция по изучению метеоявлений с участием российского высотного самолета М-55 "Геофизика" перенесена на лето следующего года. Информагентство ссылается на руководителя российской части международной экспедиции Геннадия Беляева. По его словам, "это произошло потому, что международная экспедиция в нынешнем году столкнулась с проблемами технического и правого характеров".

    Беляев пояснил, что в России самолет М-55 не относится ни к военной ни к гражданской авиации. Это экспериментальная машина. Летательные аппараты такой категории не подлежат сертификации. Это у нас и во всем мире. А вот в Индии экспериментальной авиации не существует, согласно законам этой страны. Индийская сторона не приняла аргументы, что самолет М-55 несет гражданское оборудование и совершает полеты по нормам гражданской авиации.

    "У российского самолета есть свидетельство о летной годности, все необходимые регистрационные документы для экспериментального судна, но они не возымели действия", - сообщает информагентство со ссылкой на Беляева. "Для продолжения экспедиции в 2017 году руководители российской авиации и представители Евросоюза должны согласовать с индийской стороной вопрос о принадлежности самолета М-55 к гражданской авиации", - заявил Геннадий Беляев.

    Напомним, о чем писала "Российская газета" в прошлом году. Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М. Мясищева и немецкий институт Альфреда Вагнера, находящийся в Потсдаме, подписали контракт об использовании российского высотного самолета М-55 "Геофизика" в европейском научно-исследовательском проекте StratoClim. Проект нацелен на изучение атмосферы и климата Земли. Начало полетов в его рамках запланировано на 2016 год. Основные исследовательские полеты должны быть выполнены летом в Индии. По словам главного конструктора "мясищевского" предприятия Геннадия Беляева, М-55 обладает уникальными характеристиками. Самолет способен длительное время летать на высоте до 21,5 км и нести до двух тонн научного оборудования на своем борту.

    На основании данных, собираемых "Геофизикой" в стратосферных слоях, создается математическая модель динамики изменения атмосферы в глобальном масштабе. На основе чего можно достаточно точно прогнозировать изменения климата Земли через 20, 30, 50 лет. Мониторинг ведется в районах наиболее интенсивного перемещения воздушных масс - Арктике, Антарктиде, тропиках. Руководитель научно-исследовательского проекта StratoClim доктор Фред Стро подчеркивает, что без использования высотного российского самолета-разведчика долгосрочный и верный прогноз было бы сделать очень проблематично.

    Но вернемся ко дню сегодняшнему. В экспедиции в Индию в этом году россиянам предстояло взаимодействовать с коллегами из 25 научных институтов и учреждений Европы. На самолете предполагалось использовать до тридцати различных научных приборов массой от 12 до 398 кг. Все эти планы сорваны. Ранее М-55 "Геофизика" уже выполнял полеты над Арктикой, Антарктидой, континентальной частью Бразилии, Австралией и Африкой. Отзывы самые восторженные. Кстати, М-55 удалось зафиксировать самую низкую температуру атмосферы. Удивительно, но страшно холодно оказалось не в районе Арктики или Антарктики, а над Индийским океаном. Именно там приборы показали минус 91,8 градуса по Цельсию.

    Сегодня М-55 "Геофизика" - единственный в своем роде высотный самолет-разведчик, используемый в интересах всего мирового научного сообщества. Это ясно всем, даже тем, кто вынужден поддерживать санкции против России. Но не ясно индийским бюрократам. Кстати, именно бюрократия этой страны давно стала притчей во языцех во всем мире. И это, наверное, главная трагедия Индии. Все было согласовано и решено еще год назад. И вдруг выясняется, что М-55 никак нельзя классифицировать по авиационным законам страны. О чем думали раньше?

    Досье "РГ"

    Самолет М-55 "Геофизика" к сожалению так и не стал выпускаться серийно, оставшись экспериментальной машиной. А ведь его характеристики уникальны. Он оснащен двумя двигателями ПС-30В-12 тягой на взлете 4500 кг. Взлетная масса самолета составляет 24500 кг. Крейсерская скорость - 740 км/ч. Максимальная дальность полета на высоте 17000 м - 5000 км. Практический потолок - 21550 м. При полете на высоте 17000 м самолет способен находиться в воздухе до 6,5 часа, а на высоте 21000 м - один час.

    Этот самолет изначально был окружен ореолом таинственности. В НАТО так и не смогли определить, для чего в Советском Союзе создают дозвуковую реактивную машину с огромным размахом крыльев, почти сорок метров, и каковы ее характеристики. Поэтому ей присвоили интригующее имя Mystic. Похоже, "мистика" окружает М-55 и сейчас...

    Поделиться