Звонит мне клоун Юра Сучков:
- Старик, не хочешь поработать на подсадке с одним очень известным американским клоуном? У тебя ведь есть фотоаппарат?
Я помчался в сочинский цирк. Накануне вручения премии он был похож на гигантский муравейник. Здесь разминались, гримировались артисты без преувеличения со всего мира! Были даже девочки из Австралии. Пока искал в этой куче-мале Сучкова, меня чуть не раздавил моноцикл. Юра сидел в зале. Американская знаменитость Дэвид Шайнер озабоченно ходил по манежу и топал ногой. Манеж заменили гигантской плазмой стоимостью не один миллион рублей. Тут есть чему дивиться и американцам. Наконец мы нашли укромный уголок под трибуной. Рядом разминались гимнасты. За спиной - жонглеры.
Дэвид притащил старый чемодан и улыбнулся. Потом взял мою камеру-кормилицу и покрутил в руках:
- Гуд!
Подошел переводчик. Это был прославленный клоун и ведущий церемонии заслуженный артист России Александр Фриш.
- Значит, так, - начал перевод Фриш. - Ты фотографируешь из зала. Дэвид замечает тебя. Просит показать камеру. Ты даешь. Он делает пару снимков, потом кладет ее в чемодан. Ты протягиваешь руки в мольбе. Тогда он открывает чемодан и достает эту вот мыльницу.
Дэвид достал мыльницу, неловко уронил ее. Она рассыпалась на части. Потянул за пленку (какая пленка в XXI веке?) и вернул ее мне.
- Ты крутишь головой. Не согласен. Тогда он достает твою камеру и отдает. Но не сразу. А вот так, - и Дэвид крутанул ее на ремне, да так, что у меня похолодело внутри.
- Ну что, прогоним разок? - предложил Фриш.
Все шло как по маслу. Но когда над моим единственным фотоаппаратом нависла угроза, я выступил вперед и выхватил камеру.
- Ноу, ноу! - заверещал заморский клоун.
- Ты должен стоять неподвижно! - перевел Фриш. - А иначе это покажется наиграно. Давай еще разик.
И опять инстинкт фотографа победил тягу к искусству. Я ловко выхватил камеру и только тогда успокоился. Дэвид схватился за голову.
- Понимаешь, этот номер проходит с успехом по всему миру десятки лет. Отработана каждая деталь. Веди себя естественно. А то публика вмиг раскусит. Стой с глупой улыбкой и не дергайся, - стал выходить из себя Фриш.
- Не знаю как в Америке, может, у них по 20 камер на съемке, а у меня одна. И то, что я делаю, вполне естественно.
Забраковали меня, одним словом. Дэвид нашел какого-то мальчишку. Зал смеялся до упаду.
- Не расстраивайся! - ободрил меня заслуженный артист России Андрей Ковгар. - Хочешь, мы тебя на подкидной доске подкинем? Если получится, введем в номер подсадкой.
Я, конечно же, согласился. Видит бог, от незнания. Сначала на мне не сходилась лонжа (страховка), потом меня напугал клоун Сучков, "по секрету" сообщив, что при ударе у новичков отваливаются почки и деформируется позвоночник. Стоять следовало на самом краю доски. Потом хлопнуть себя руками, как пингвин (это знак готовности). Тогда два дюжих молодца прыгнут с разбегу на другой край - и ты под куполом на тонком шесте.
Первый раз я был похож на Карлсона, который учится летать. Страховка сработала, но живот и "умная" голова перевесили. Униформисты бегали с матом (не словесным), страхуя. Еле приземлился.
Во второй раз я ушел ввысь, как "Першинг". Страх остался внизу. Где-то на отметке 15 метров полет замедлился и началось падение. До табуретки на шесте я не долетел. Бог троицу любит. Но на доску сел небольшого роста человек.
- Все, цирк закончен, - тихо произнес он. И его все послушались.
Это был инспектор манежа. Царь и бог, отвечающий в том числе и за технику безопасности. Как я ему был благодарен! Но виду не подал.
- Ничего, Юрок! - хлопал меня по плечу Ковгар. - В следующий раз отрепетируем - и на манеж. Данные для клоунады есть. Зато теперь ты воцирковлен. Работал номер. С началом!
А на манеж я все-таки попал. В качестве фотографа. Лауреаты премии выстроились в финале для фото, и я не удержался и выбежал на манеж. Инспектор был тут же - улыбался из первого ряда. И был совсем не против такого цирка.