Уникальный танк со дна Дона отправился в Кубинку

Единственный сохранившийся Т-34 производства Сталинградского тракторного завода, простоявший 74 года на дне Дона у воронежского села, после возвращения на сушу отправился в подмосковную Кубинку на реставрацию. Восстановленная машина станет украшением экспозиции музея бронетанковых войск.

По признанию жителей села Украинская Буйловка на юге Воронежской области, событиями их жизнь не богата. Даже мимолетный визит главы района становится поводом для обсуждения на многие месяцы. Поэтому когда стало известно, что рядом с селом военные будут вытаскивать из реки танк, буйловцы и жители соседних деревень съехались на зрелище, как испанцы на коорриду: с семьями, видеокамерами и закуской.

По Дону крейсировали гидроциклы, катера и лодки. Дамы в ярких купальниках прятались под солнечными зонтиками, поскольку жара стояла адская. В небе трещали квадрокоптеры с камерами, а военные и полицейские сорвали голос, выпроваживая зевак за полосатые ленточки. После того, как суровый подполковник в десятый раз объявил, что пока все посторонние не покинут опасную зону, вытаскивать ничего не будут, порядок удалось более-менее восстановить и подъем начался.

О том, что в Дону у села есть танк, буйловцы знали давно. В советское время колхоз даже пробовал его достать, но возможностей не хватило. От селян о местонахождении боевой машины узнали в отделе поиска, ремонта и реставрации экспонатов парка "Патриот" - с Воронежа эта организация начала активную работу по извлечению военных артефактов из глубин и трясин, благо боевой техники: как нашей, так и немецкой, - по России еще запрятано предостаточно. В апреле водолазы обследовали речное дно, на семиметровой глубине нашли и сфотографировали танк, убедились в сохранности машины и отсутствии серьезных препятствий для извлечения ее на сушу. По некоторым деталям установили даже место производства Т-34-76. Последние цифры означают калибр пушки.

- Этот единственный в мире сохранившийся танк из партии в 600-1000 машин, выпущенных Сталинградским тракторным заводом с зимы 1941 по лето 1942 года. В это время сталинградский завод был единственным производителем "тридцатьчетверок" - другие предприятия только разворачивались после эвакуации. Поэтому собранные машины прямо из цехов уходили на фронт, - рассказал начальник отдела поиска, ремонта и реставрации экспонатов парка "Патриот" Анатолий Калемберг.

Судя по пробоинам в катках, найденный Т-34 успел повоевать, а сталинградское его происхождение определили по маске пушки. В Сталинграде Т-34 собирали "по полному циклу" - из собственных комплектующих, поскольку заводы-смежники тоже куда-то перемещались или налаживали производство на новых местах. Самодельная маска орудия выглядела грубовато, больше напоминая утюг, но задачу свою выполняла: фиксировала пушку в башне, обеспечивала ее подвижность и прикрывала экипаж.

- По поводу того, как танк попал в реку есть две версии. Согласно первой, наши войска, уходя на левый берег, затопили его. Но мне в это не верится, поскольку на Т-34 сохранилось стрелковое вооружение. По второй, летом 1942 года два наших танка переправлялись через Дон по понтонному мосту. Один прошел, второй свалился и утонул. Неподалеку от того места, где он стоял, водолазы нашли остатки понтонов, - продолжил Калемберг.

В июле военные расчистили от деревьев спуск к реке, а из мотострелковой дивизии за 110 километров доставили два мощных тягача. Бронированная ремонтно-эвакуационная машина сделана на базе Т-72 и снабжена лебедкой с усилием в 75 тонн. Поэтому вытащить 25-тонный Т-34 (пусть даже с заклиненными гусеницами, поскольку танковая коробка передач за 74 года пребывания в воде однозначно заржавела) для него проблем не представляло. Военные - люди основательные, и на всякий случай привезли запасной тягач.

- Первый, я вышка. Давай потихоньку, - скомандовал подполковник в рацию.

Упершийся широкими гусеницами в землю БРЭМ издал короткий сигнал и взревел, выпустив облако сизого дыма. Уходящие от него в реку толстые тросы поползли, медленно натягиваясь. Сантиметр за сантиметром из воды показалась облепленная илом и ракушками корма танка и башня с развернутой назад пушкой. На другом берегу реки обрадованно завопили, загудели автомобильные клаксоны.

Через 40 минут танк стоял на пригорке, пожарные из брандспойтов сбивали с него грязь и ил. Открытый люк механика-водителя чернел входом в историю. "Я от отца слышал, экипаж там", - авторитетно заявил кто-то из местных. Заглянувшие в Т-34 военные не нашли мертвых танкистов - только живых раков, которые были очень недовольны переменой обстановки. Выбравшись через люк, они двинулись обратно в реку.