Зрители посмотрели шедевры Бардина, снятые в 80-е годы - "Конфликт", "Выкрутасы". Последний фильм увенчан Золотой пальмовой ветвью Каннского фестиваля. А "Адажио" и "Три мелодии" - фильмы уже 21века. Как сказал режиссер: "Это блок философских притч, такое у меня сегодня настроение. Хотя я снимал и веселые картины: "Летучий корабль", "Пиф-паф, ой-ой-ой!", "Чуча"… ".
Показали и премьеру - 10-минутный анимационный фильм "Слушая Бетховена", снятый в 2015 году на народные деньги, собранные на сайте Planeta.ru. Нынче картина участвовала в программе "Двухнедельник режиссеров" на Каннском кинофестивале. Затем ее увидели в Москве и в Плесе на фестивале "Зеркало". Всюду - успех.
Гарри Бардин рассказал о том, каким был его путь в мультипликацию. А потом предложил задавать ему вопросы.
- Вы наполняете своими мирами, своим мировоззрением прекрасную музыку, и получаются прекрасные работы. Сейчас нам в Петербурге представили мультимедийную выставку "Босх. Ожившие видения" (на больших экранах проецируются фрагменты картин). А вам не хотелось дополнить какого-то художника? И в какой технике?
- У меня была когда-то парадоксальная идея раздвинуть рамки известных картин и показать, что делается за рамами - справа, слева. Но это просто игра. Мои мысли по направлению анимации сегодня: такое количество компьютерных игр, все это так качественно, профессионально сделано (мой 9-летний внук играет, я вижу), что удивить чем-то фактурно невозможно. Значит, нужно делать что-то другое - что оставляло бы какой-то отзвук в душе, сердце. Аттракцион - не наша дорога, им удивить уже бессмысленно, потому что компьютер делает это гораздо качественнее. Значит, наша дорога другая: мы должны глаголом жечь сердца людей.
Бардина попросили рассказать о дружбе с Екатериной Юрьевной Гениевой, ушедшей из жизни в 2015 году (общественный деятель, эксперт ЮНЕСКО, директор Института толерантности, директор Библиотеки иностранной литературы имени Рудомино. - "РГ").
- Лучшего друга я не знаю, и у меня уже не будет такого. За последние два года потерял много друзей, которые казались интеллигентными, умными и вдруг - встали по другую сторону баррикад, и все это оказалось непросто, болезненно, мучительно. С Екатериной Юрьевной была другая история. Когда я снял фильм "Адажио", она посмотрела его и решила сделать "визитной карточкой" Института толерантности. Показала фильм Джорджу Соросу, который был в Москве. Он посмотрел три раза, плакал и попросил познакомить его со мной. Познакомились, и Сорос предложил тиражировать "Адажио" в пять тысяч российских библиотек - и сделал это.
После этого Кате Гениевой пришло письмо от секретаря Иоанна Павла II, что глава Ватикана интересуется кино и хотел бы иметь в своей фильмотеке "Адажио". Отправили. В ответ присылают экуменический приз от Иоанна Павла II - за мой гуманизм, вклад в культуру… - высокими фразами.
В прошлом году 9 июля Кати не стало. А 10 июня она звонила мне: "Душа моя! Спроси у своих врачей: разрешат ли тебе перелет в Петропавловск-Камчатский, тебя там ждут". Это говорила мне смертельно больная женщина! "Катя, а ты как?" - "Я полечу! А потом мы с тобой должны лететь в Калининград, там тоже тебя ждут". Она была моим импресарио, показала мне много российских городов. Меня не знают в лицо, часто не знают фамилию, а фильмы - знают. Она была замечательным человеком, умна, глубока. Общалась с президентами, соединяла несоединимое…
Вопросы петербургской публики понравились режиссеру - умные, интересные.
- Я счастлив встрече с вами. Когда в Локарно была мировая премьера моего фильма "Гадкий утенок" - восемь тысяч кресел под открытым небом - я сказал зрителям: "В фильме моего друга Станислава Ростоцкого "Доживем до понедельника" есть фраза "счастье - это когда тебя понимают". Здесь кресел меньше, но я не менее счастлив. Спасибо вам за это счастье! Мне очень понравился этот зал. Я вам покажу здесь, если сниму, новый фильм, - пообещал Гарри Бардин.