Поделиться

    Как сахалинец в 40 лет выучил английский и сменил профессию

    Не каждый мужчина в 40 лет выучит английский язык, чтобы сменить профессию
    Люди зовут его просто Васильичем. Этот человек был моряком, работал в геологоразведке. А в 40 лет стал учить английский и преуспел настолько, что смог обрести новую профессию нефтяника.

    Босиком по степи

    Волосы у Васильича цвета "соли с перцем", фигура, как у мальчишки, и мужской, резко очерченный профиль лица. Точь-в-точь как у киношного Гришки Мелехова из "Тихого Дона".

    Деда Анатолия Величко объявили "врагом народа". Самым большим богатством новоявленного кулака были дети. Пятнадцать душ. Он посадил всю ораву на бричку и с вольного Дона повез к месту ссылки - в продуваемую всеми ветрами киргизскую степь. Там их застигла зима. Дед успел выкопать землянку, крышей которой служила телега. Весну встретили только трое детей, выжил и самый младший - отец Толика.

    Детство Толи Величко прошло в Киргизии, в нищей и заброшенной деревне. Одно из детских воспоминаний - селедка.

    - Ее в нашем магазинчике резали на кусочки и делили по количеству едоков. Нашей семье досталось чуть больше двух рыбешек. Как сейчас помню желтую бумагу, в которую они были завернуты, - говорит Анатолий Васильевич.

    Его первое детское счастье - велосипед. Ради него десятилетний мальчишка все лето работал на колхозном току.

    В тринадцать он лишился отца. Мать умерла еще раньше, когда Толику было шесть лет. Мальчика забрал к себе старший брат, который в то время жил в Якутии.

    Как-то Толя увидел соседского парнишку, приехавшего на каникулы в красивой, с "золотыми" нашивками форме курсанта мореходки.

    - С той минуты жизнь моя изменилась, - улыбается Анатолий Васильевич.

    После школы он рванул на Сахалин, поступил в Холмское мореходное училище. Дальневосточным морям Величко отдал несколько десятилетий. Прошел путь от матроса до старшего механика.

    - Море? Да как же его можно не любить? Оно завораживает и учит многому, - убежденно говорит Анатолий Величко.

    Судьба так решила

    Как-то с друзьями он зашел в переполненное кафе и за одним из столиков заметил компанию девушек. Попросил разрешения присесть.

    Это, конечно, была судьба: та красавица, что ему приглянулась, оказалась с Дона!

    - Мне всегда хотелось движения вперед, чтобы было интересно, чтобы открывать что-то новое, - говорит Анатолий Васильевич.

    На дворе стоял 1989  год, большинство людей выживало и не помышляло о большем. А супруги Величко собрались и уехали на Дон. Там моряк ступил на совершенно неведомую для себя стезю - завербовался в геолого-разведочную партию.

    Был сначала простым рабочим, потом - бригадиром. Ему достался коллектив, который все называли "мафией". Костяк бригады составляли  работники со "сложным прошлым". Через полгода они перестали ругаться матом, а к начальнику обращались уважительно - Васильич.

    Суперинтендант нефтегрузового терминала Анатолий Величко никогда не повысит голос на подчиненных, но каждое его слово очень весомо

    - Чудес нет. Если топаешь по грязи первым, то авторитет и уважение обязательно придут, - говорит Величко.

    В перестройку наступило время, когда в геологоразведку меньше стало идти инвестиций. Многие растерялись, но только не Анатолий. Он решил вернуться на Сахалин.

    Васильич рассудил - если не хватит денег на самолет, то он обязательно доберется на остров поездом. Хоть на товарном.

    Когда Величко сошел с трапа в аэропорту Южно-Сахалинска, наличности в кармане хватало ровно на две пачки сигарет.

    Анатолий устроился в один из рыболовецких  колхозов, где ему доверили не самый лучший сейнер.

    - Утром я загружал хмельную команду, и мы выходили в море, - вспоминает с усмешкой Анатолий Васильевич. - Работали так, что порой пальцы не могли разогнуть, их нужно было отмачивать в пресной воде.

    Он перевез на Сахалин жену с дочкой, жизнь снова стала налаживаться.

    Но ищущая душа просила чего-то нового.

    Новая азбука

    В 40 лет Анатолий Величко, подобно героине его любимого фильма "Москва слезам не верит", решил, что жизнь только начинается.

    Нефтедобывающая компания "Эксон нефтегаз лимитед" набирала сотрудников, но рабочий язык в ней - английский. С ним выпускник советской мореходки был совсем не дружен.

    Моряк разворачивает свою жизнь на 180 градусов и идет на курсы английского.

    - Мне сказали: если ты освоишь его до уровня, позволяющего продолжить учебу в Канаде и США, то у тебя будут перспективы работы.

    Девять месяцев Величко не просто учил, а грыз английский язык: зубрил грамматику, отрабатывал произношение.

    - Жена говорила, что со мной рядом страшно спать, я же и во сне разговаривал исключительно на английском, - улыбаясь, вспоминает он.

    Потом была учеба в Канаде. Работать нефтяником бывший моряк начал тоже в Стране кленового листа. Из группы россиян, приехавших поучиться, первым начал работать самостоятельно.

    - Там жизнь очень продуманная, но для русской души пресноватая, - считает Анатолий Васильевич.

    Он вернулся на Сахалин, в компанию "Эксон". Его профессиональная карьера снова пошла вверх: начав трудиться оператором, он стал в итоге суперинтендантом нефтегрузового терминала в поселке Де-Кастри на севере Хабаровского края.

    В это трудно поверить, но экспортный терминал компании "Эксон нефтегаз лимитед" в Де-Кастри за все годы своего существования не пролил в море ни единой капли нефти. Этим здесь по праву гордятся.

    Условия жизни и труда нефтяников в Де-Кастри называют "курортом". Дисциплина на производстве железная, направленная на охрану здоровья сотрудников и соблюдение установленных технологических процессов. Командир подразделения Величко никогда не повысит голос на подчиненных. Но каждое его слово, пусть и сказанное на английском, очень весомо.

    - Не надо винить человека в нерадивости, нужно создать условия, чтобы он не совершал ошибок, - убежден Анатолий.

    Когда на душе плохо или, наоборот, радостно, Анатолий Величко напевает песни. Те самые, которые слышал в детстве от мамы.

    - У нее голос был роскошный. А мне медведь на ухо наступил, - улыбается он.

    Но душа-то поет. Ведь человек родом с Дона.

    Прямая речь

    Виктор Зимин, капитан морского порта Де-Кастри:

    - Анатолий Васильевич Величко - коммуникабельный, доброжелательный человек с явно выраженными лидерскими качествами. Он абсолютно на своем месте. Ключевое слово для его характеристики - надежный.

    Поделиться